Судья: Ольховская Е.В. Дело № 33-1959/2012 27 июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Худиной М.И., судей Залевской Е.А., Кущ Н.Г., при секретаре Брыковой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопо исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Луканиной О. М. к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении обеспечить вне очереди жилым помещением, поапелляционной жалобе Администрации Колпашевского городского поселения на решение Колпашевского городского суда Томской области от 28 мая 2012 года. Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения прокурора Дашевской О.С., судебная коллегия установила: Колпашевский городской прокурор обратился в суд в интересах Луканиной О.М. с иском к Администрации Колпашевского городского поселения о возложении обязанности обеспечить Луканину О.М. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований в письменном заявлении и в пояснениях в лице прокурора Рыбаловой Е.А. указал, что Луканина О.М., /__/ года рождения, имеет статус /__/, поскольку ее мать - Луканина Л.Б. /__/, а отец - Луканин М.Н. записан в свидетельство о рождении со слов матери. В период с 02.10.2007 по 22.05.2010 Луканина О.М. находилась на попечении сестры Луканиной Т.С. на основании постановления Главы администрации Колпашевского района Томской области № 828 02.10.2007, жилое помещение за ней не закреплялось. С 2006 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, до настоящего времени жильем не обеспечена. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Луканиной О.М. обязанность по предоставлению жилого помещения, право на его получение она не утратила. Поскольку Луканина О.М. не является участником бюджетных правоотношений, порядок распределения средств на приобретение жилья, как и отсутствие жилых помещений и денежных средств на их приобретение у ответчика не может отражаться на праве истца на предоставление жилого помещения. Представитель ответчика – Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А.М. иск не признал, пояснил суду, что надлежащим ответчиком по настоящему делу считает Администрацию Томской области, в расходные обязательства которой входит обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным жильем. Доказательств выделения ответчику Администрацией Томской области финансирования для выполнения указанных государственных полномочий в 2011-2012 годах не представлено. Корме того, для подтверждения права на внеочередное предоставление жилья необходимо приложение обязательного перечня документов, в числе которых Луканиной О.М. не представлены: справка о составе семьи по месту проживания и регистрации, справка об отсутствии в её собственности жилого помещения на территории Колпашевского района. Справка о составе семьи П. не имеет отношения к Луканиной О.М., доказательства родственных отношений между ними в материалах дела отсутствуют, письменные заявления от П., П. недопустимы. Кроме того, Луканина О.М. после наступления совершеннолетия с заявлением о предоставлении жилья не обращалась, то есть досудебный порядок разрешения спора не соблюден. Аналогичная позиция изложена и в письменном отзыве (листы дела 34, 41). Администрация Томской области как третье лицо полагала в письменном отзыве невозможным удовлетворение заявленных требований, поскольку к иску не приложены: справка из ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» по Томской области, справка из ЕГРП об отсутствии в собственности жилья, справка о постановке Луканиной О.М. на учет нуждающейся с указанием очереди на 2012 год, в иске не указано, чем в настоящее врем я занимается Луканина О.М. (листы дела 27-28). Луканина О.М., представитель Администрации Томской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Решением Колпашевского городского суда Томской области от 28.05.2012 на основании статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 85, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», статей 1, 3, 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», статьи 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» исковые требования Колпашевского городского прокурора удовлетворены. На Администрацию Колпашевского городского поселения возложена обязанность предоставить Луканиной О.М. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления. В апелляционной жалобе Администрация Колпашевского городского поселения в лице представителя Смыченко А.М. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что суд неправомерно отклонил возражения ответчика о невозможности самостоятельно исполнить обязанности по обеспечению Луканиной О.М. жильем при отсутствии финансирования на эти цели со стороны Администрации Томской области, и пришел к неверному выводу о том, что Администрация Колпашевского городского поселения является надлежащим ответчиком по делу. Суд не учел нормы закона, согласно которым внеочередное предоставление жилья относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в их обязанности входит обеспечение передачи финансовых средств органам местного самоуправления на осуществление делегированных государственных полномочий. Доказательств того, что Администрация Колпашевского городского поселения имеет собственные денежные средства на указанные цели, либо ей были выделены в установленном порядке денежные средства, прокурором не представлено. Таким образом, суд неправомерно возложил исполнение требований прокурора на дотационный орган местного самоуправления. Кроме того, Луканина О.М., проживая в квартире сестры, обеспечена жилой площадью по установленным нормам, что не было учтено судом при вынесении решения. В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, Администрация Томской области полагают доводы жалобы необоснованными, решение суда просят оставить без изменения. В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Дашевская О.С. дала пояснения, аналогичные изложенной позиции. Луканина О.М., Администрация Колпашевского района, Администрация Томской области извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 327, статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия нашла возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене или изменению. Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Луканина О.М. вправе требовать от Администрации Колпашевского городского поселения предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, поскольку она имеет статус /__/, который не оспаривается, состоит на льготном учёте на получение жилого помещения по договору социального найма как ребёнок, имеющий соответствующий статус, не имеет в собственности жилого помещения, не приобрела право пользования жилым помещением по договору социального найма, к настоящему моменту окончила учебное заведение. Данный вывод суда полностью соответствует нормам действующего законодательства и подтвержден совокупностью представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1). В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам обеспечения жилыми помещениями, имеют право на финансовое обеспечение реализации указанных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 3 статьи 3 Закона). Статьей 6 указанного закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Таким образом, суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию Колпашевского городского поселения, поскольку именно она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Суд первой инстанции правильно указал, что в силу приведенной нормы основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение, данные факты установлены судом. Так, материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что Луканина О.М., /__/ года рождения, имеет статус /__/, о чём суду представлены: свидетельство о рождении ( лист дела 16), справки о рождении (листы дела 7,10) из которых следует, что её матерью является Луканина Л.Б., а отец указан со слов матери, решение Копашевского городского суда Томской области от 31.10.2005 о /__/ в отношении Луканиной О.М. (листы дела 13,14). Постановлением главы Колпашевского района № 828 от 02.10.2007 Луканиной О.М. назначен опекун -Луканина Т.С. ( лист дела 12). В соответствии со справками Администрации Колпашевского района, опека над Луканиной снята 22.05.2010 в связи с достижением совершеннолетия, Луканина О.М. состоит на льготной очереди на получение жилья в Колпашевском городском поселении с 04.12.2006 (листы дела 11,21). Также из справки МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа» г. Колпашево от 19.04.2012 Луканина О.М. обучалась в 2010-2011 году в /__/ указанного учебного заведения ( лист дела 9). Сведения о закреплении за Луканиной О.М. какого-либо жилого помещения в материалы дела ответчиком в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. В материалах дела имеются также сведения об отсутствии у Луканиной О.М. жилого помещения на праве собственности (листы дела 5,30). Данные обстоятельства апеллянтом не оспариваются и свидетельствуют о том, что у Луканиной О.М. как нуждающейся жилом помещении возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Судебная коллегия отклоняет ссылку апеллянта на обеспеченность Луканиной О.М. жилым помещением по адресу: /__/, где она проживает, по мнению Администрации Колпашевского городского поселения, как член семьи своей сестры - П. Суд первой инстанции, исследовав данное обстоятельство, пришёл в результате анализа представленных доказательств в полном соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к правильному выводу о том, что указанный довод ответчика несостоятелен. Так, ответчиком в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривалось, что указанная квартира находится в собственности супруга П. - П., что подтвердилось и пояснениями П., опрошенной судом в качестве свидетеля. Луканина О.М., со слов указанного свидетеля, в данной квартире действительно фактически проживает, однако собственник квартиры не наделял её какими-либо правами, членом его семьи она не является. Указанные пояснения косвенно подтверждаются и сведениями о регистрации Луканиной О.М. по месту жительства по адресу: /__/ ( лист дела 8). Из пояснений представителя истца суду апелляционной инстанции следует, что регистрация Луканиной О.М. произведена по месту нахождения дома её дедушки, в настоящее время дом разрушен, непригоден для проживания, Луканина О.М. в нём никогда не жила и не живёт. Изложенное свидетельствует о том, что Администрация Колпашевского района не предоставила суду доказательств наличия у Луканиной О.М. прав на какое- либо жилое помещение с учётом требований статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку её фактическое проживание в квартире по адресу: /__/ не свидетельствует о наделении правами в отношении данного жилого помещения со стороны его собственника, а также о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Данный вывод подтверждается и тем, что до настоящего времени Луканина О.М. не снята с учёта как лицо из числа /__/, имеющих право на предоставление жилого помещения. Довод о невозможности приобретения органами местного самоуправления за счет бюджетных средств жилья для Луканиной О.М. также несостоятелен, так как сводится к анализу межбюджетных отношений. Между тем суд первой инстанции верно указал, что гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Луканиной О.М. на предоставление ей вне очереди жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации Колпашевского городского поселения не подтвердились, направлены на переоценку представленных по делу доказательств, оснований для такой переоценки нет. В апелляционной жалобе не содержится доводов, опровергающих выводы суда. Решение суда следует признать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в соответствии с требованиями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,судебная коллегия определила: решение Колпашевского городского суда Томской области от 28 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения – без удовлетворения. Председательствующий Судьи: