№ 33-1803/2012 от 20.07.2012г.



Судья: Родионова Н.В. Дело №33-1803/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Величко М.Б., Карелиной Е.Г.,

при секретаре Жернаковой Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Томскнефть» ВНК о возложении обязанности обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа

поапелляционной жалобе представителя ответчика открытого акционерного общества «Томскнефть» ВНК Евтушенко О.Н. на решение Стрежевского городского суда Томской области от 14 мая 2012 года.

Заслушав доклад судьи Карелиной Е.Г., представителя открытого акционерного общества «Томскнефть» ВНК Лысых М.А., настаивавшую на доводах апелляционной жалобы, прокурора Дашевскую О.С., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Томский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Томскнефть» ВНК (далее - ОАО «Томснефть» ВНК) о возложении обязанности обеспечить надлежащую утилизацию попутного нефтяного газа. В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при добыче и использовании попутного нефтяного (растворенного) газа Томской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что на основании лицензий ТОМ №14838 НЭ, ТОМ № 00040 НЭ, ТОМ № 00046 НЭ, ТОМ №00080 НЭ, ТОМ№ 00081 НЭ, ТОМ № 00086 НЭ, ТОМ № 00088 НЭ ответчик осуществляет поиск, разведку и добычу углеводородного сырья на Южно- Черемшанском, Карасевском, Западно –Останинском, Игольско – Таловом, Западно – Катыльгинском, Катыльгинском месторождениях. Действующими проектными документами разработки указанных месторождений предусмотрено, что минимальный уровень использования растворенного газа составляет: по Южно-Черемшанскому месторождению в 2011 году - 9%, в 2012 и 2013 годах – по 95 %, по Западно-Останинскому месторождению в 2011 году - 72,2 %, в 2012 и 2013 годах - по 95 %, по Западно-Катыльгинскому, Карасевскому и Игольско-Таловому месторождениям в 2011,2012,2013 годах – по 95%, по Катыльгинскому месторождению в 2011 году - 86 %, в 2012 и 2013 годах- по 95 %. В нарушение требований Закона Российской Федерации «О недрах», постановления Правительства РФ от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» реализация положений проектной документации в части обеспечения минимального уровня использования добываемого растворенного газа на указанных месторождениях ОАО «Томскнефть» ВНК не обеспечивается, неиспользуемый растворенный нефтяной газ сжигается предприятием на факельных установках. Вследствие нерационального использования ответчиком добываемого попутного нефтяного газа (без получения экономической выгоды) и сверхлимитного загрязнения окружающей среды продуктами его сжигания на факельных установках нарушаются права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду и на её защиту от негативного воздействия, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст.11Федерального закона «Об охране окружающей среды». Истец просил суд возложить обязанность на ОАО «Томскнефть» ВНКпри добыче попутного нефтяного (растворенного) газа на Южно-Черемшанском, Карасевском, Западно-Останинском, Игольско-Таловом, Западно- Катальгинском, Катальгинском месторождениях не позднее 01.01.2013 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Стрежевой Башкаева Е.П. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика ОАО «Томскнефть» ВНК Лысых М.А. иск не признала. Не оспаривала, что в 2011 году обществом не соблюдены проектные объемы утилизации попутного нефтяного газа на указанных месторождениях, и то, что неиспользуемый попутный нефтяной газ сжигается на факельных установках. Вместе с тем считала, что не имеется оснований полагать, что в 2012 году ответчик не выполнит проектные показатели утилизации попутного нефтяного газа. В случае удовлетворения заявленных требований у ОАО « Томскнефть» ВНК возникает ситуация двойного установления одних и тех же показателей разработки указанных в иске месторождений, поскольку требования, которые выдвигаются прокурором, уже закреплены в проектных документах. Считала, что права граждан на благоприятную окружающую среду в 2011 году ответчиком не нарушены, поскольку сжигание попутного нефтяного газа и выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ОАО «Томскнефть» ВНК осуществляло на основании разрешений, утвержденных Управлениями Ростехнадзора и Роспотребнадзора по Томской области с учетом обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, и проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения. В 2011 году плата ОАО«Томскнефть» ВНК за сверхлимитное негативное воздействие на окружающую среду составила /__/ рублей. В настоящее время общество принимает необходимые меры к выполнению проектных показателей утилизации нефтяного газа.

Обжалуемым решением суда исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «Томскнефть» ВНК Евтушенко О.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

- удовлетворение требований судом привело к возникновению ситуации «двойного установления» одних и тех же показателей разработки нефтяных месторождений, т.е. суд, обязав ответчика утилизировать в течение 2012 года попутный нефтяной газ в установленных проектными документами пределах, дублирует законодателя, нарушая тем самым принцип разделения властей;

- правовой характер предъявленного истцом требования сводится к применению предупредительных мер, направленных на недопущение нарушения ОАО «Томскнефть» ВНК Закона РФ «О недрах»;

- на дату вынесения решения суда правовые основания для обязания общества обеспечивать уровень утилизации газа, установленный для 2012 года, отсутствовали, в связи с незавершением отчетного периода и невозможностью оценки на сегодняшний день перспектив выполнения (невыполнения) ответчиком показателей 2012 года;

- применение судом ст. 12 ГК РФ необоснованно, поскольку право граждан на благоприятную окружающую среду, в защиту которого подан рассматриваемый иск, является личным неимущественным правом;

- в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда, либо создания угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. При этом ответчик представил суду доказательства того, что выбросы от сжигаемого попутного нефтяного газа соответствуют разрешительным документам, выданным уполномоченными государственными органами;

- истец, обратившись в суд с соответствующим исковым заявлением, фактически подменил Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в части осуществления полномочий по контролю за выполнением показателей утилизации попутного нефтяного газа на территории Томской области;

- суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле третье лицо - Управление Росприроднадзора по Томской области;

- судом не исследовались представленные ответчиком доказательства выполнения ОАО «Томскнефть» ВНК мероприятий, направленных на достижение к концу 2012 года проектных показателей утилизации попутного нефтяного газа.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.

Согласно ч.1 ст.11 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Судом первой инстанции правильно установлено, что на основании лицензий ТОМ №14838 НЭ от 31.12.2009, ТОМ № 00046 НЭ от 17.09.1998, ТОМ № 00080 НЭ от 29.10.1998, ТОМ № 00040 НЭ от 17.09.1998, ТОМ № 00081 НЭ от 29.10.1998, ТОМ №00086НЭ от 08.04.1999, ТОМ № 00088 НЭ от 09.04.1999 ОАО «Томскнефть» ВНК осуществляет поиск, разведку и добычу углеводородного сырья на Южно-Черемшанском, Карайско-Моисеевском (Карасевском), Катыльгинском, Западно-Останинском, Игольско-Таловом, Западно-Катыльгинском нефтяных месторождениях, расположенных на территории Томской области.

Действующими проектными документами разработки указанных месторождений (Дополнение к технологической схеме разработки Южно-Черемшанского месторождения, согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра №4549 от 26.03.2009, Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Останинского месторождения, согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра №5077 от 17.02.2011, Дополнение к технологической схеме разработки Западно-Катыльгинского месторождения, согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедра №4668 от 10.09.2009, Дополнение к технологическтй схеме разработки Игольско-Талового месторождения», согласованное протоколом ЦКР Роснедра №5007 от 28.12.2010, Проект пробной эксплуатации Карасевского месторождения, согласованный протоколом заседания ЦКР Роснедра №4946 от 02.12.2010, Авторский надзор за реализацией проекта разработки Катыльгинского месторождения, согласованный протоколом ЦКР Роснедра №4742 от 26.11.2009) минимальный уровень использования попутного (растворенного) газа установлен: по Южно-Черемшанскому месторождению в 2011 году - 9%, в 2012 и 2013 годах – по 95 %, по Западно-Останинскому месторождению в 2011 году - 72,2 %, в 2012 и 2013 годах - по 95 %, по Западно-Катыльгинскому, Карасевскому и Игольско-Таловому месторождениям в 2011,2012,2013 годах – по 95%, по Катыльгинскому месторождению в 2011 году - 86 %, в 2012 и 2013 годах- по 95 %.

В соответствии со ст. 22, 23, 23.2 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе, являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, установлен целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.

Судом правильно установлено, что в нарушение указанных нормативных актов и технических проектов, в 2011 году объем утилизации попутного (растворенного) нефтяного газа составил ниже проектного: на Южно-Черемшанском месторождении - 1,4%, на Западно-Останинском месторождении - 56,5 %, на Западно-Катыльгинском месторождении- 47,8, на Карасевском месторождении – 0%, на Катыльгинском месторождении - 51,6%, на Игольско-Таловом месторождении - 70,7%. Не использованный попутный нефтяной газ в объеме, превышающем 5 % от добытого, сожжен ответчиком на факельных установках.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

В силу ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается, в частности, на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства (ст. 3 Федерального закона № 96-ФЗ).

Наличие вредных выбросов в атмосферный воздух при сжигании на факелах попутного нефтяного газа, оказывающих негативное воздействие на окружающую (природную) среду, а потому нарушающих право человека на благоприятную среду обитания, является общеизвестным фактом, не требующим доказательств в силу ст. 61 ГПК РФ. Кроме того, наличие таких выбросов подтверждено анализом приведенных судом данных Геологического словаря под редакцией Паффенгольца К.Н., Национального стандарта РФ ГОСТ Р 8.615-2005. В силу чего довод жалобы о недоказанности факта негативного воздействия на окружающую среду при сжигании попутного газа на факельных установках судебной коллегией отклоняется.

Не относятся к обстоятельствам, имеющим значение для рассматриваемого дела, и обстоятельства выдачи ответчику разрешительных документов с установлением повышающих коэффициентов для тех случаев, когда объем сжигаемого газа превышает предельно допустимые показатели, поскольку это только доказывает факт сверхлимитного загрязнения ответчиком окружающей среды и не освобождает ОАО «Томскнефть» ВНК как пользователя недр от обязанности соблюдать проектный уровень использования попутного нефтяного газа.

Поскольку судом установлен факт нарушения (превышения) ответчиком в 2011 году при утилизации попутного нефтяного газа на указанных месторождениях пределов допустимых объемов сжигания, установленных проектными документами, что влечет за собой увеличение вредного воздействия на окружающую среду и нарушение прав неопределенного круга лиц, суд обоснованно обязал ответчика к 01.01.2013 обеспечить соблюдение данных пределов.

При установленных обстоятельствах ссылка апеллянта на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска в связи с незавершением отчетного периода и невозможностью оценки на день принятия решения перспектив выполнения (невыполнения) ответчиком проектных показателей 2012 года судебной коллегией отклоняется. Судебная коллегия учитывает также, что материалами дела подтверждается и не оспаривается стороной ответчика, что и в 1 квартале 2012 года проектный уровень использования попутного нефтяного газа обществом не достигнут.

Довод апеллянта о том, что прокурором заявлено требование о соблюдении ответчиком Закона РФ «О недрах», противоречит тексту искового заявления, в котором прокурор ставит вопрос о соблюдении ответчиком требований проектной документации, а потому отклоняется судебной коллегией. При этом ссылка ответчика на нарушение судом ст. 12 ГК РФ судебной коллегией не принимается, поскольку перечень способов защиты права, приведенный в указанной норме, не является исчерпывающим.

Ссылка апеллянта на подмену прокурором при предъявлении данного иска Федеральной службы по надзору в сфере природопользования противоречит ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку принятое судом решение не влияет на права и обязанности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по отношению к сторонам, непривлечение её к участию в деле прав ответчика не нарушает.

Указания апеллянта на меры, предпринимаемые ответчиком для достижения проектных показателей утилизации попутного нефтяного газа, на результат дела повлиять не могут, поскольку факт нарушения требований проектных документов по данному показателю судом установлен.

Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Между тем учитывая, что по смыслу п.3 ст.196, п.5 ст.198 ГПК РФ резолютивная часть решения должна соответствовать заявленным истцом требованиям и принятому по ним решению, судебная коллегия считает, что абзац второй резолютивной части обжалуемого решения подлежит изменению и изложению в редакции, соответствующей заявленным прокурором требованиям и мотивировочной части решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Изменить абзац второй резолютивной части решения Стрежевского городского суда Томской области от 14 мая 2012 года, изложив его в следующей редакции:

«Обязать открытое акционерное общество «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании при добыче нефтяного (растворенного) газа на Южно-Черемшанском, Карасевском, Западно-Останинском, Игольско-Таловом, Западно-Катыльгинском, Катыльгинском месторождениях не позднее 01.01.2013 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническими проектами разработки указанных месторождений».

В остальной части решение Стрежевского городского суда Томской области от 14 мая 2012 года оставить без изменения,апелляционную жалобу представителя ответчика открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании Евтушенко О.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: