Судья: Стерехова С.А. Дело № 33-1968/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от07 августа 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Руди О.В., судей Бондаревой Н.А., Клименко А.А., при секретаре Сутягиной А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томскепоапелляционной жалобе Администрации Калтайского сельского поселения на решение Томского районного суда Томской области от 01 июня 2012 года дело по иску прокурора Томского района Томской области к Администрации Калтайского сельского поселения о понуждении к приведению в исправное состояние пожарных гидрантов, обустройству водонапорной башни и подъездов к водоемам площадкой (пирсом) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения главы Калтайского сельского поселения Галямова И.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения помощника прокурора Дашевской О.С., считавшей решение суда не подлежащем отмене, судебная коллегия установила: Прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Калтайского сельского поселения, в котором просил возложить обязанности на ответчика привести в исправное состояние пожарные гидранты по /__/, по /__/; обустроить водонапорную башню, расположенную возле овощехранилища в с. Калтай, для отбора воды пожарной техникой в любое время года; обустроить подъезды к водоемам в д. Госконюшня, д. Березовая речка площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Томского района проведена проверка соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Калтайского сельского поселения. В нарушение требований ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 89, 94, 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, пожарные гидранты в с. Калтай и д. Кандинка находятся в неисправном состоянии, водонапорная башня, расположенная возле овощехранилища в с. Калтай, не обустроена, подъезды к водоемам в д. Госконюшня, д. Березовая речка не оборудованы площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей, что подтверждается актом проверки № 26 от 04.04.2012, проведенной ОНД Томского района УНД ГУ МЧС России по Томской области. Неисполнение вышеуказанных требований пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, постоянно проживающего и пребывающего на территории поселения, имуществу граждан, территории поселения и лесному массиву, расположенному в непосредственной близости от населенных пунктов муниципального образования. В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Федько П.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Глава Калтайского сельского поселения Галямов И.Ю. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что пожарные гидранты находятся в исправном, рабочем состоянии. При проверке они находились в замороженном состоянии. Водонапорную башню, расположенную возле овощехранилища в с. Калтай, оборудовать нет необходимости, поскольку в населенном пункте имеется другая водонапорная башня в рабочем состоянии, переданная в аренду индивидуальному предпринимателю. Автомобили пожарной охраны имеют возможность заправляться из любого источника, что происходит и в настоящее время для успешной ликвидации пожаров на территории Калтайского сельского поселения. В д. Березовая речка и д. Госконюшня протекают речки, где есть подъезды к воде. Необходимости, а также средств оборудовать какие-либо площадки нет. Обжалуемым решением суд на основании ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 14, 34, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 31, 107, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, иск удовлетворил, обязал администрацию Калтайского сельского поселения привести в исправное состояние пожарные гидранты по /__/, по /__/; обустроить водонапорную башню, расположенную возле овощехранилища в с. Калтай, для отбора воды пожарной техникой в любое время года, обустроить подъезды к водоемам в д. Госконюшня, д. Березовая речка площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время. В апелляционной жалобе администрация Калтайского сельского поселения просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска. Указывает, что в соответствии с п. 4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в поселениях с количеством населения до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные и искусственные водоемы. Имеющиеся хозяйственно-питьевые водопроводы в населенных пунктах используются как дополнительные источники водоснабжения. Имеющиеся хозяйственно-питьевые водопроводы в населенных пунктах используются как дополнительные источники водоснабжения при ликвидации пожаров. По конструктивным особенностям эти сети не могут использоваться с установкой пожарных гидрантов. Водонапорные башни не обладают достаточным давлением; вода забирается методом налива самотеком сверху в автоцистерны. В селах Калтай, Курлек, д. Кандинка имеется по одной водонапорной башне; требование оборудовать еще одну за овощехранилищем считает некорректным. Башня на высоту 5 метров засыпана слоем земли в целях исключения промерзания труб, подъезд к ней необходимо оборудовать через частную территорию. Указывает, что в с. Калтай, д. Кандинка имеются подъезды к водоемам, в зимнее время будут оборудованы незамерзающие проруби. Пункт 5 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ допускает не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в населенных пунктах с количеством проживающих до 50 человек. В д. Госконюшня проживает 21 человек, в д. Березовая речка – 13. В связи с чем решение суда в части обустройства в указанных населенных пунктах дорогостоящих подъездов к водоемам считает чрезмерным. В возражениях относительно апелляционной жалобы помощник прокурора Томского района Томской области Федько П.С. считает решение суда законным и обоснованным. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене. В соответствии с п. 3, 8, 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона. В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Статьей 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). В силу ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила), действующие на момент принятия решения суда, согласно пункту 89 которых сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Пунктом 94 Правил установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно пункту 95 Правил водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Таким образом, вышеназванные положения закона предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии. Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности на территории Калтайского сельского поселения были установлены нарушения требований пожарной безопасности. На момент осмотра 04.04.2012, проведенного государственным инспектором по пожарному надзору при участии представителя администрации Калтайского сельского поселения, пожарные гидранты по /__/ и /__/ находились в неисправном состоянии; водонапорная башня, расположенная возле овощехранилища в с. Калтай не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года; подъезды к водоемам в д. Госконюшня, д. Березовая речка не оборудованы площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (л.д.6-7). По результатам проверки в адрес администрации Калтайского сельского поселения вынесено предписание №26/1/1, установлен срок для устранения нарушений - 01.05.2012 (л.д. 20-21). Положением «О государственном пожарном надзоре», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от № 820, действовавшим на момент вынесения предписания, предусматривалось право Государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (подп. 5 п. 9). В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Доказательства, свидетельствующие о принятии мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, ответчиком ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представлены не были. Учитывая, что неисполнение в установленные в предписании органа пожарного надзора сроки требований об устранении нарушений пожарной безопасности создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан, может повлечь причинение вреда здоровью, а также причинение материального ущерба неопределенному кругу лиц, суд первой инстанции, удовлетворяя иск, пришел к правильному выводу о возложении на администрацию Калтайского сельского поселеня обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности при содержании источников противопожарного водоснабжения на территории Калтайского сельского поселения, поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения администрацией действующего законодательства о пожарной безопасности. Доводы апелляционной жалобы на наличие в селах Калтай, Курлек, д. Кандинка по одной водонапорной башне и, как следствие, на отсутствие необходимости оборудовать еще одну за овощехранилищем в с. Калтай, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку требование по приспособлению водонапорных башен для отбора воды пожарной техникой в любое время года прямо закреплено в п. 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации. Также являются необоснованными ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие возможности и необходимости оборудования пожарных гидрантов. В силу п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии. Наличие пожарных гидрантов по /__/ и по /__/ установлено в процессе проверки и подтверждено ответчиком в своем отзыве на иск (л.д. 18), в связи с чем они должны находиться в работоспособном состоянии. Доводы жалобы о наличии технической возможности и в настоящее время использовать воду из водоемов в д. Госконюшня и д. Березовая речка являются несостоятельными, поскольку обязанность по обустройству подъездов именно с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года предусмотрена п. 94 ППБ РФ. При этом ссылка в жалобе на ч. 5 ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», допускающую возможность не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек, не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по обустройству подъездов к водоемам, поскольку не представлено доказательств возможности принятия меры к пожаротушению в указанных населенных пунктах иными способами. Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих обстоятельства дела, которым соответствуют выводы суда, постановленные при правильном применении норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается. Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Томского районного суда Томской области от 01 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калтайского сельского поселения - без удовлетворения. Председательствующий Судьи: