№ 33-1987/2012 от 07.08.2012г.



Судья: Бабьев А.В. Дело №33-1987/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от07 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Руди О.В.,

судей       Бондаревой Н.А., Клименко А.А.,

при секретаре Сутягиной А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томскепоапелляционной жалобе Муниципального учреждения Кедровская централизованная библиотечная система на решение Кедровского городского суда Томской области от 22 мая 2012 года

дело по иску прокурора г. Кедрового Томской области в интересах Киярова В. С. к Муниципальному учреждению Кедровская централизованная библиотечная система о взыскании неначисленной и неполученной заработной платы.

Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., выслушав возражения помощника прокурора Селезневой Е.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Кедрового Томской области обратился в суд с иском в интересах Киярова B.C. к Муниципальному учреждению Кедровская централизованная библиотечная система (далее - Кедровская ЦБС) о взыскании неначисленной и неполученной заработной платы, ссылаясь на то, что истец в период с 29.12.2010 по 31.12.2011 осуществлял трудовую деятельность в Кедровской ЦБС в должности /__/ (/__/). Работодателем заработная плата начислена и выплачена не в полном объеме. Просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 в пользу Киярова В.С. в размере /__/ рублей.

В судебном заседании истец Кияров В.С. и участвующий в деле прокурор Дроздов И.С. настаивали на удовлетворении давленых требований. Пояснили, что начисленная и выплаченная истцу заработная плата не соответствовала установленному минимальному размеру оплаты труда. С учетом северной надбавки и районного коэффициента работодатель должен доплатить разницу между фактически начисленной заработной платой и установленным законом минимальным размером оплаты труда.

Представитель Кедровской ЦБС Шпак О.В. иск не признала, пояснив, что начисление и выплата истцу заработной платы производились в полном соответствии с законодательством и положением об оплате труда работников Муниципального учреждения Кедровская централизованная библиотечная система.

Представитель третьего лица администрации г. Кедрового Томской области Алексеева И.Н. считала иск подлежащим удовлетворению частично. Пояснила, что заработная плата для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов начисляется на основании ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Томской области, разъяснений Администрации Томской области. Исходя из того, что в Российской Федерации с 01.06.2011 произошло увеличение минимального размера оплаты труда с 4330 рублей до 4611 рублей, постановлением Администрации Томской области обеспечено повышение минимальной заработной платы в областных государственных учреждениях Томской области до 4611 рублей. На этом основании минимальная заработная плата при полной надбавке за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для работников муниципальных учреждений с января по май 2011 года составляла 6829 рублей, а с июня 2011 - 7093 рубля. В результате проверки начисления заработной платы истцу, в связи с его обращением в суд, за октябрь - декабрь 2011 года выявилось недоначисление заработной платы в размере /__/ рублей.

Обжалуемым решением суд на основании ст. 129, 133.1, 135, 133, 146, 147, 148, 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации иск удовлетворил, взыскал с Муниципального учреждения Кедровская централизованная библиотечная система в пользу Киярова В.С. /__/ рублей, в доход бюджета муниципального образования «Город Кедровый» государственную пошлину в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе Муниципальное учреждение Кедровская централизованная библиотечная система просит решение суда отменить. Указывает, что минимальная заработная плата работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, определена в Региональном соглашении о минимальной заработной плате в Томской области на 2011 год. Минимальная заработная плата при полной надбавке за стаж работы в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, для работников муниципальных учреждений с января по май 2011 года составляла 6829 рублей, а с июня 2011 - 7093 рубля. Размер заработной платы, выплаченный Киярову В.С., больше, чем установленный Региональном соглашении о минимальной заработной плате в Томской области на 2011 год, в связи с чем задолженность перед ним отсутствует.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор г. Кедрового Томской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие надлежаще извещенных истца Киярова В.С., представителей Кедровской ЦБС и администрации г. Кедрового Томской области.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Из материалов дела усматривается, что Кияров В.С. работал в Муниципальном учреждении Кедровская централизованная библиотечная система в должности /__/ (/__/) в период с 29.12.2010 по 31.12.2011 с должностным окладом в размере /__/ рублей. Истцу начислялись стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе, районный коэффициент в размере 50% от заработной платы и северная надбавка - 50% от заработной платы.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд исходил из того, что со стороны ответчика имеются нарушения прав истца при начислении и выплате ему заработной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года.

Судебная коллегия считает такой вывод суда верным, соответствующим как установленным по делу обстоятельствам, так и требованиям закона, правильно примененного к возникшим правоотношениям.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 20.04.2007 № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что заработная плата Киярова В.С. не может быть меньше минимального размера оплаты труда без учета начисленных к ней районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Как следует из материалов дела, заработная плата Киярова В.С. с учетом компенсационных без учета районного коэффициента - 50%, северной надбавки – 50% за октябрь 2011 года составляла /__/ рублей, за ноябрь 2011 года – /__/ рублей, за декабрь 2011 года – /__/ рублей при минимальном размере оплаты труда /__/ рублей в месяц согласно Федеральному закону от 01.06.2011 года № 106-ФЗ (л.д. 51-53).

Проверив обоснованность представленного расчета, суд правомерно взыскал с Кедровской ЦБС в пользу Киярова В.С. задолженность по заработной плате в размере /__/ рублей.

Доводы, изложенные вапелляционной жалобе, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, в то время как оснований для таковой не имеется.

Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о законности постановленного по делу решения суда первой инстанции.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кедровского городского суда Томской области от 22 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения Кедровская централизованная библиотечная система - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: