Судья: Бахарев ДВ Дело № 33-2182/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Брагиной ЛА, судей Залевской ЕА, Небера ЮА, при секретаре Кошкиной ЕС рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по частной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шегарском районе Томской области на определение судьи Шегарского районного суда Томской области от 23 июля 2012 года об отказе в принятии заявления. Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области (далее – ГУ-УПФ РФ в Шегарском районе Томской области) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Шегарского района Томской области по отказу в предоставлении информации о лишении родительских прав, отобрании детей, ограничении в родительских правах, необходимой для принятия решений о выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал и о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Обжалуемым определением судьи Шегарского районного суда Томской области от 23.07.2012 ГУ–УПФ РФ в Шегарском районе Томской области на основании ч. 3 ст. 134, ст. 255 Гражданского кодекса РФ (далее – ГПК РФ), п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» отказано в принятии заявления, поскольку в нем не указано, какие права и свободы заявителя нарушены, тогда как это является необходимым условием проверки решений, действий (бездействия) соответствующих органов в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. В частной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области просит отменить определение, принять заявление к производству суда. Отмечает, что заявителем оспариваются действия органа местного самоуправления, а не какой-либо правовой акт. Утверждает, что отказ Администрации Шегарского района нарушает права ГК-УПФ РФ в Шегарском районе Томской области на реализацию государственной услуги по законной и обоснованной выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал и принятию решений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, что может повлечь нецелевое расходование средств федерального бюджета РФ. Проверив законность и обоснованность определения судьи по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу об отмене определения. В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе, по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и муниципальных служащих. При этом, в силу ст. 247 ч. 1 ГПК РФ, в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Отказывая ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области в принятии заявления, судья исходил из того, что заявитель не указал, какие его права и свободы нарушены, тогда как указанное обстоятельство является необходимым условием проверки решения, действий (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Действительно, как установлено ст. 134 ч. 1 п. 1 ГПК РФ, судья отказывает в принятии заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что на основании указанной нормы права судья отказывает в принятии заявления, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, очевидно не затрагивающее их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. При этом Верховный Суд РФ указал, что в случае, когда из заявления не усматривается, что оспариваемое решение, действие (бездействие) явно не затрагивает права и свободы заявителя, судья не вправе отказать в принятии такого заявления. Как следует из содержания заявления ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области, предоставление информации о лицах, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах, лицах, у которых дети отобраны, необходимо заявителю для принятия законных решений о выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал и принятия решения о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Отказ в представлении данного рода информации, по мнению заявителя, может повлечь нецелевое расходование средств федерального бюджета РФ. Право органов Пенсионного фонда РФ обратиться с соответствующим заявлением к Администрации местного самоуправления закреплено ч. 1.1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В силу указанной нормы документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации. Частью 4 той же нормы права установлено, что при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления. Таким образом, вывод судьи об отсутствии в заявлении указания на то, какие права заявителя нарушены, является необоснованным, поскольку из обстоятельств, изложенных в заявлении, следует, что заявитель указывает на создание Администрацией Шегарского района Томской области препятствий в осуществлении Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области полномочий, возложенных на него вышеназванным Федеральным законом № 256-ФЗ. При указанных обстоятельствах определение судьи нельзя признать законным, оно подлежит отмене, частная жалоба – удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Определение судьи Шегарского районного суда Томской области от 23 июля 2012 года отменить. Заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе Томской области о признании незаконными действий Администрации Шегарского района Томской области по отказу в предоставлении информации о лишении родительских прав, отобрании детей, ограничении в родительских правах направить в Шегарский районный суд Томской области для выполнения требований главы 12 ГПК РФ. Председательствующий Судьи: