№ 33-2273/2012 от 07.09.2012г.



Судья: Кокаревич И.Н. Дело № 33-2273/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Быковой Ю.С., Небера Ю.А,

при секретаре Брыковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Панфилова Ю. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 405 от 13.02.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 28 июня 2012 года.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Панфилова Ю.В., возражавшего против жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Панфилов Ю.В. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ). В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса – ОАО «Сибирский химический комбинат» 53 года 05 месяцев. С 29.12.2011 ему выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», - 11 лет 11 месяцев, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит пп. б п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 13.02.2012 № 405 в перерасчете ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса ему отказано. Просил суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 13.02.2012 № 405 об отказе Панфилову Ю.В. в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Панфилову Ю.В. ДМО с учетом страхового стажа работы – 53 года 05 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера ДМО с учетом страхового стажа работы 53 года 05 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения - с 29.12.2011.

В судебном заседании Панфилов Ю.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, представителя третьего лица ОАО «Сибирский химический комбинат», представивших письменные возражения на исковое заявление.

Суд на основании п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса» исковые требования Панфилова Ю.В. удовлетворил.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым Панфилову Ю.В. в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что право на назначение ДМО имеют только те работники, которые непосредственно принимали участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента, и чья работа была сопряжена с наиболее высоким риском для жизни и здоровья. Со ссылкой на положения ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывает, что при определении суммарного размера ДМО со страховой частью трудовой пенсии учет общего страхового стажа работы в организациях ЯОК не предусмотрен, подлежат учету только периоды работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, а потому суд неверно истолковал положения закона при вынесении решения. На основании изложенного выше заявитель полагает, что расчет суммарного размера ДМО со страховой частью пенсии ответчиком произведен верно, оснований для его перерасчета не имеется.

Кроме того, по мнению заявителя, к участию в деле должно быть привлечено Министерство финансов РФ, поскольку ДМО выплачивается из средств федерального бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Панфилов Ю.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, ОАО «Сибирский химический комбинат», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что Панфилов Ю.В. работал на Сибирском химическом комбинате с 16.07.1958 г. по 28.12.2011, из них: с 16.07.1958 по 09.08.1960 – /__/; с 10.08.1960 по 15.03.1962 – /__/; с 07.06.1965 по 19.12.1972 – /__/; с 20.12.1972 по 30.09.1973 – /__/; с 01.10.1973 по 14.11.1986 – /__/; с 15.11.1986 по 28.02.1992 – /__/; с 29.02.1992 по 30.11.1993 – /__/; с 01.12.1993 по 28.12.2011 – /__/. 28.12.2011 уволен по соглашению сторон по п.1 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Пенсионным удостоверением № 083231, выпиской из пенсионного дела от 15.02.2012 подтверждено, что трудовая пенсия по старости Панфилову Ю.В. назначена по подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 21.03.1991.

Согласно распоряжения ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области №110957 от 19.01.2012, Панфилову Ю.В. установлена доплата как работнику ядерного комплекса в сумме /__/ руб. с 29.12.2011.

Протоколом заседания № 10-08 от 25.08.2008 комиссии по предварительному установлению права работников СХК на ДМО в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 Панфилову Ю.В. подтвержден страховой стаж 11 лет 11 месяцев 22 дня участия в видах деятельности, дающих право на ДМО, за период работы с 16.07.1958 по 15.03.1962 и с 07.06.1965 по 30.09.1973 (л.д. 55).

В соответствии со справкой №10/138, выданной ОАО «Сибирский химический комбинат» 11.01.2012, Панфилов Ю.В. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (Список №1) 11 лет 11 месяцев на работах производство делящихся материалов, радиоактивных веществ. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, - 53 года 05 месяцев (л.д. 11).

Согласно выписке из пенсионного дела Панфилова Ю.В., суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 56% - /__/ руб., расчетный ДМО – /__/ руб.

Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 13.02.2012 Панфилову Ю.В. отказано в перерасчете дополнительного материального обеспечения с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ в 53 года 5 месяцев.

Удовлетворяя требования истца о назначении и перерасчете ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса, суд первой инстанции исходил из того, что общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса влияет на суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии, является основанием для его увеличения при наличии определенных условий.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции на основании следующего.

Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2).

Дополнительное обеспечение при соблюдении указанных выше условий устанавливается также гражданам, вышедшим на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (п. 3 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ»).

В силу пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на день назначения дополнительного обеспечения.

Согласно п. 9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» (далее – Положение) минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.

При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 20 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения.

Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Таким образом, по смыслу абз. 4 п.10 Положения увеличение суммарного размера ДМО со страховой частью трудовой пенсии для граждан, осуществлявших предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах, напрямую зависит от общего страхового стажа, данный размер изменяется (увеличивается) при наличии общего страхового стажа более необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 20 лет для мужчин, 15 лет – для женщин.

Изложенное смысловое содержание также подтверждается преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», согласно которой целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Установив, что истцу назначена трудовая пенсия по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса СХК составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно 53 года 05 месяцев, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Панфилов Ю.В. имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 53 года 05 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса.

Отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абзаца 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведенная позиция ответчика противоречит абз. 4 п. 10 Положения, а потому отвергает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направленные на несогласие с позицией суда первой инстанции по толкованию примененных норм материального права.

С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Северского городского суда Томской области от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи