Судья: Шороховецкая Н.А. Дело № 33-2074/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 августа 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Брагиной Л.А., судей Небера Ю.А., Залевской Е.А., при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Платонова О.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий по Томской области, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» об оспаривании решения о снятии с учета как нуждающегося в жилом помещении, включении в список очередников по апелляционной жалобе Платонова О.В. на решение Кировского районного суда г.Томска от 28 мая 2012 года. Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., объяснения Платонова О.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, его представителя Бойко Л.Д., полагавшую решение суда подлежащим отмене, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Платонов О.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий по Томской области, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании решения жилищной комиссии от 19.10.2011 незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, указывая, что незаконно исключен из числа участников государственной программы на получение жилья, условия участия в которой им были соблюдены в полном объеме. Просил признать решение жилищной комиссии от 19.10.2011, решение жилищной комиссии от 12.08.2009 незаконными, признать его нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, обязать включить его в список очередников на получение жилого помещения или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В судебное заседание Платонов О.В. не явился. Представитель истца Мельник Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий по Томской области Кожевина М.А. исковые требования не признала. Пояснила, что заявление о постановке на учет было подано истцом только после 01.03.2005, следовательно, он не относится к категории лиц, которым ответчиком при увольнении должно предоставляться жилье и которые должны быть поставлены на учет (в случае необеспеченности), поскольку к такой категории относятся военнослужащие, но не сотрудники ФПС. Признание Платонова О.В. нуждающимся в жилом помещении должно производиться по общим основаниям. Представитель ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление требования не признал, указал, что Платонов О.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался. Учетное дело в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не передавалось. Функции по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований возложены согласно приказу МЧС России от 25.07.2011 № 398 на Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России г.Красноярск с 01.12.2012. Суд на основании ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.25, 40, 123 Конституции РФ, ст. 12, 60, 254, 255, 256 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), п. 10 Положения о федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, утв. постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 № 385, ст. 7 ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих», постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в удовлетворении иска отказал. В апелляционной жалобе Платонов О.В. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В жалобе излагает фактические обстоятельства дела, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что поскольку он подал рапорт о принятии на учет как нуждающегося в жилом помещении после 01.03.2005, на указанные отношения распространяется ч. 1 ст. 6 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ». В силу положений ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма. При указанных обстоятельствах 19.10.2011 жилищная комиссия не имела право исключать его из списков очередников, нуждающихся в получении жилья. Лишив права состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении, жилищная комиссия лишила его тем самым возможности участвовать в подпрограмме, критериям участника которой он соответствовал по всем параметрам. По его мнению, суд необоснованно не принял во внимание его довод о том, что рапорт о получении служебного жилья он не подавал, соответственно, решение жилищной комиссии от 12.08.2009 о постановке его на учет как нуждающегося в получении служебного жилого помещения законным признано быть не может. Не согласен с выводом суда о том, что он не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося, а учетное дело в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в г.Красноярск не передавалось, т.к. данный вывод противоречит материалам дела, в частности рапорту от 23.04.2009, содержащему соответствующую просьбу. В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий по Томской области выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В соответствии со ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела жалобу в отсутствие представителей ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области, ФКУ «Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в соответствии с которой правом на улучшение жилищных условий в рамках программы имеют следующие категории граждан РФ, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса "Байконур" организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе "Байконур", основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, либо ликвидация предприятия (учреждения, организации), либо сокращение численности или штата работников, либо состояние здоровья; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В судебном заседании установлено, что Платонов О.В. состоял на службе ГУ МЧС России по Томской области в период с 27.10.1999 по 01.07.2011, являлся сотрудником федеральной противопожарной службы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О пожарной безопасности» на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В соответствии с п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, в числе прочих категорий граждан, имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. При этом согласно п. 19 вышеназванных Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1 (1) с приложением следующих документов: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка). В судебном заседании установлено, что 24.03.2009 Платонов О.В. обратился к заместителю начальника ГУ МЧС России по Томской области с рапортом о постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в получении жилья (л.д. 8). Данное заявление было рассмотрено и 12.08.2009 на основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Томской области Платонов О.В. признан нуждающимся в получении служебной жилой площади. Признание сотрудников ГПС МЧС России по Томской области нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось до 01.03.2005, т.е. до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ, вступившим в законную силу 1 марта 2005 года, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Таким образом, органом местного самоуправления ведется учет не только малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, но и иных категорий граждан, в том числе нуждающихся в предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Судом установлено и данное обстоятельство не оспаривалось истцом, что до 1 марта 2005 года Платонов О.В. с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в ГУ МЧС России по Томской области не обращался. Анализируя приведенные положения закона применительно к сложившейся ситуации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Платонов О.В. не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (не поставлен органами местного самоуправления на соответствующий учет), следовательно, решение жилищной комиссии от 19.10.2011 об исключении Платонова О.В. из списка сотрудников ГПС, содержащихся за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в получении жилья соответствует закону. Платонов О.В. не лишен права на улучшение жилищных условий в соответствии с указанной Программой, с учетом соблюдения условия о постановке на соответствующий учет органами местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что 12.08.2009 решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Томской области Платонов О.В. поставлен на учет качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, поскольку оснований для принятия на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по Томской области после 01.03.2005 не имелось. Приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России по субъекту РФ» определены функции Главного управления МЧС России по Томской области, среди которых полномочий по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не имеется. Принятие Платонова О.В. 12.08.2009 на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении не ограничивает его право на получение жилого помещения в соответствии с условиями, содержащимися в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы. По изложенным основаниям апелляционную жалобу Платонова О.В. судебная коллегия отклоняет. Руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Кировского районного суда г. Томска от 28.05.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Платонова О.В. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи