Судья: Пучкова В.В. Дело № 33-2082/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 17 августа 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Худиной М.И., судей Уваровой В.В., Кущ Н.Г., при секретаре Жернаковой Е.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Шевченко О. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 603 от 05.03.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 19 июня 2012 года. Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., судебная коллегия установила: Шевченко О.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск) о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 05.03.2012 № 603 об отказе в перерасчете Шевченко О.М. размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; обязании ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Шевченко О.М. ДМО с учетом страхового стажа работы - 38 лет 06 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера ДМО с даты назначения - 19.01.2012. В обоснование указал, что работал в ОАО «Сибирский химический комбинат» (далее - ОАО «СХК») с 11.07.1973 по 17.01.2012, из них с 11.07.1973 по 04.10.1983 /__/; с 05.10.1983 по 31.08.1988 – /__/; с 01.09.1988 по 31.12.1989 – /__/; с 01.01.1990 по 31.12.1998 – /__/; с 01.01.1999 по 31.08.2004 – /__/; с 01.09.2004 по 04.02.2009 – /__/ физической лаборатории (ТЛ) группы радиационного материаловедения Реакторного завода; с 05.02.2009 по 15.06.2010 – /__/ физической лаборатории квалификационного разряда в группе радиационного материаловедения Опытно – технологической лаборатории и Реакторного завода (РЗ); с 16.06.2010 по 17.01.2012 – /__/ физической лаборатории (по радиационному материаловедению) /__/ в группе радиационного материаловедения и отработки технологий вывода из эксплуатации опытно-технологической лаборатории Реакторного завода и является пенсионером по старости. С 30.10.2004 ему назначена пенсия в связи с работой в особых условиях по Списку №1 в ОАО «СХК» и с 19.01.2012 назначено ДМО как специалисту ядерного оружейного комплекса. При исчислении размера ДМО ответчик необоснованно в нарушение пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 учел только стаж работы в видах деятельности, предусмотренных перечнем - 8 лет 10 месяцев и не учел страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса - 38 лет 6 мес. В судебное заседание истец Шевченко О.М. не явился, просил рассмотреть дела в его отсутствие с участием представителя Новиковой М.А., которая исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Куриневская Н.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Шевченко О.М. установлено ДМО с учетом осуществления им видов деятельности, предусмотренных перечнем. Оснований для перерасчета ДМО не имеется. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ОАО «СХК» Изаак Ж.П., представившей заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд на основании п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса» исковые требования Шевченко О.М. удовлетворил. В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе Шевченко О.М. в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что не все работники, которые осуществляют деятельность в ЯОК, имеют право на ДМО. Право на назначение ДМО имеют только те из них, кто непосредственно принимал участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента РФ. Увеличение размера ДМО зависит от страхового стажа работы на соответствующих видах работ в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренных Перечнем, утвержденных Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563. Суд не мотивировал, почему весь страховой стаж в организации ЯОК должен быть учтен, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ссылаясь на п. 2 постановления Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса», указывает, что суд необоснованно отклонил ходатайство о привлечении к участию в деле Министерство финансов РФ. В возражениях на апелляционную жалобу истец Шевченко О.М. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Шевченко О.М., его представителя, представителя ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, а также представителя третьего лица – ОАО «СХК», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему. Удовлетворяя исковое заявление Шевченко О.М., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец имеет право на назначение трудовой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса (далее – ЯОК) СХК составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следовательно, он имеет право и на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 38 лет 06 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса. Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции на основании следующего. Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2). Дополнительное обеспечение при соблюдении указанных выше условий устанавливается также гражданам, вышедшим на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (п.3 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ»). В силу пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на день назначения дополнительного обеспечения. Согласно п.9,10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» (далее – Положение) минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения. Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. Из анализа изложенных правовых норм следует, что суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит увеличению в зависимости от продолжительности страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса. Из представленной в материалы дела справки № 34/138 от 13.02.2012, выданной Шевченко О.М., следует, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.1 пп.1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними у истца составил 08 лет 10 месяцев. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составил 38 лет 06 месяцев (л.д. 11). Распоряжением начальника ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № 116678 от 24.02.2012 Шевченко О.М. с 19.01.2012 назначено дополнительное материальное обеспечение в размере /__/. (л.д. 25). Согласно выписке из пенсионного дела 055146 Шевченко О.М. суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 55 % (л.д. 13). Не согласившись с установленным ответчиком размером ДМО, 02.03.2012 Шевченко О.М. обратился с заявлением о его перерасчете. Решением ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 05.02.2012 № 603 Шевченко О.М. отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ЯОК продолжительностью 38 лет 06 месяцев со ссылкой на то, что при исчислении размера ДМО учтен стаж продолжительностью 08 лет 10 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных перечнем. Таким образом, отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абзаца 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведенная позиция ответчика противоречит абз. 4 п. 10 Положения. Как следует из удостоверения Шевченко О.М., выданного 01.11.2004, ему назначена пенсия по старости с 30.10.2004 по ст. 27.1.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федеральным законом мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Поскольку общий страховой стаж Шевченко О.М. соответствует установленным требованиям для назначения пенсии по подп. 1,2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ДМО Шевченко О.М. должно быть назначено с учетом страхового стажа работы в организации ЯОК – 38 лет 06 месяцев. Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле Министерство финансов РФ, судебной коллегией не принимается, поскольку материалы дела не содержат подобного ходатайства, заявленного представителем ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области. Иные доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с позицией суда первой инстанции по толкованию примененных норм материального права. Судебная коллегия данные доводы отвергает, так как считает верным толкование норм материального права, примененное судом первой инстанции при разрешении заявленных исковых требований Шевченко О.М. При таких обстоятельствах оснований не соглашаться с решением суда у судебной коллегии не имеется, оно является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит. Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Северского городского суда Томской области от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи: