№ 33-2078/2012 от 17.08.2012г.



Судья: Галанова Л.В. Дело № 33- 2078/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Уваровой В.В., Кущ Н.Г.,

при секретаре Жернаковой Е.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Криницыной Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 2375 от 02.11.2011 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика назначить дополнительное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения

по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 18 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., судебная коллегия

установила:

Криницына Н.В. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ). В обоснование заявленных требований указала, что работала в организации ядерного оружейного комплекса с 15.03.1974 по 30.06.2011, ее общий стаж работы на данном предприятии составляет 40 лет. С 01.07.2011 ей выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж ее работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», - 04 года, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563. 31.10.2011 она обратилась в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 02.11.2011 N 2375 в перерасчете ДМО ей отказано. Просила суд признать незаконным назначение ДМО без учета страхового стажа работы, продолжительностью 40 лет в организации ядерного оружейного комплекса, признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 02.11.2011 № 2375 об отказе в перерасчете Криницыной Н.В. размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом данного стажа; обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Криницыной Н.В. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы 40 лет в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы 40 лет в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения - с 01.07.2011.

Судебное заседание проведено в отсутствие истца Криницыной Н.В., представившей заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также представителя третьего лица ОАО «СХК».

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области исковые требования не признала, пояснила, что Криницыной Н.В. установлено ДМО с учетом осуществления ею видов деятельности, предусмотренных перечнем. Оснований для перерасчета ДМО не имеется.

Обжалуемым решением Северского городского суда Томской области от 18.06.2012 на основании п. 2, 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса» исковые требования Криницыной Н.В. удовлетворены.

Решение ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск от 02.11.2011 № 2375 об отказе в перерасчете ДМО признано незаконным.

Признано незаконным назначение Криницыной Н.В. ДМО без учета страхового стажа продолжительностью 40 лет в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563.

На ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск возложена обязанность назначить Криницыной Н.В. ДМО с учетом страхового стажа работы продолжительностью 40 лет в организации ядерного оружейного комплекса и осуществить перерасчет Криницыной Н.В. ДМО с учетом ее страхового стажа работы 40 лет в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления ей дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с 01.07.2011.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе Криницыной Н.В. в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что не все работники, которые осуществляют деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса, имеют право на ДМО, а только те из них, которые непосредственно принимали участие в видах деятельности, предусмотренных Указом. Увеличение размера ДМО зависит от страхового стажа работы на соответствующих видах работ в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренных Перечнем, утвержденных Указом. Расчет ДМО произведен верно, оснований для его перерасчета не имеется. Суд не мотивировал, почему весь страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса должен быть учтен исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в то время как истец приобрела право на пенсию по п. 1 ч. 1 ст. 27 указанного Федерального закона.

На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Криницыной Н.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, а также представителя третьего лица – ОАО «СХК», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковое заявление Криницыной Н.В., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец имеет право на назначение трудовой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса (далее – ЯОК) СХК составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следовательно, он имеет право и на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 38 лет 06 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции на основании следующего.

Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2).

Дополнительное обеспечение при соблюдении указанных выше условий устанавливается также гражданам, вышедшим на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (п.3 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ»).

В силу пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на день назначения дополнительного обеспечения.

Согласно п.9,10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ» (далее – Положение) минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.

При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения.

Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 №1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежит увеличению в зависимости от продолжительности страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса.

Из представленной в материалы дела справки № 25/136 от 22.08.2011, выданной Криницыной Н.В., следует, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.1 пп.1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними у истца составил 04 года. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составил 40 лет (л.д. 15).

Распоряжением зам. начальника ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № 62130 от 08.09.2011 Криницыной Н.В. с 01.07.2011 назначено дополнительное материальное обеспечение в размере /__/ руб. (л.д. 35).

Согласно выписке из пенсионного дела 092197 Криницыной Н.В. суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 55 % (л.д. 17).

Не согласившись с установленным ответчиком размером ДМО, 31.10.2011 Криницына Н.В. обратилась с заявлением о его перерасчете.

Решением ГУ – УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 02.11.2011 № 2375 Криницыной Н.В. отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ЯОК продолжительностью 40 лет со ссылкой на то, что при исчислении размера ДМО учтен стаж продолжительностью 04 года на соответствующих работах, предусмотренных перечнем.

Таким образом, отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абзаца 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведенная позиция ответчика противоречит абз. 4 п. 10 Положения.

Как следует из удостоверения Криницыной Н.В., выданного 05.01.1998, ей назначена пенсия по старости с 29.11.1987 по ст. 12а Закона № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которой пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.

Поскольку общий страховой стаж Криницыной Н.В. соответствует установленным требованиям для назначения пенсии по ст. 10 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» и подп. 1,2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ДМО Криницыной Н.В. должно быть назначено с учетом страхового стажа работы в организации ЯОК – 40 лет.

Доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с позицией суда первой инстанции по толкованию примененных норм материального права. Судебная коллегия данные доводы отвергает, так как считает верным толкование норм материального права, примененное судом первой инстанции при разрешении заявленных исковых требований Криницыной Н.В.

При таких обстоятельствах оснований не соглашаться с решением суда у судебной коллегии не имеется, оно является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: