№ 33-2456/2012 от 21.09.2012г.



Судья: Куц Е.В.      Дело №33-2456/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от21 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей       Уваровой В.В., Кущ Н.Г.,

при секретаре Брыковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопо заявлению Копылова О. В. об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску об отказе в зачете излишне уплаченного земельного налога, обязании произвести зачет указанного налога,

поапелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску на решение Советского районного суда г. Томска от 06 июля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., объяснения представителя заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску Лазарева И.В. (доверенность от 01.08.2012), поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Зизюк В.М. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее – ИФНС по г. Томску) № /__/ от 05.04.2012 об отказе в зачете излишне уплаченного земельного налога за 2009 год в сумме /__/ рублей, обязать ИФНС по г. Томску зачесть указанную сумму в счет предстоящих платежей по земельному налогу за 2011 год.

В обоснование требований указал, что 24.04.2010 он произвел уплату земельного налога за 2009 год согласно требованию ИФНС по г. Томску в сумме /__/ рублей. Налог был начислен на кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, которое было опубликовано 31.12.2008 и с учетом положений ст. 5 Налогового кодекса Российской федерации по состоянию на 01.01.2009 в законную силу не вступило. Следовательно его положения не могли применяться для исчисления земельного налога за 2009 год. Поэтому сумма земельного налога за 2009 год уплачена им излишне. Он обратился в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу за 2011 год, но решением ИФНС по г. Томску № /__/ от 05.04.2012 ему в этом отказано.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Зизюка В.М., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель заявителя Зизюк Л.С. (доверенность от 21.05.2012 сроком действия три года), в судебном заседании заявление Зизюка В.М. поддержала.

Представитель ИФНС по г. Томску Быкова Т.О. (доверенность от 15.05.2012 сроком действия до 31.12.2012) в отзыве на заявление и в судебном заседании пояснила, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.

Решением Советского районного суда г. Томска от 17.07.2012 на основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 5, 15, 19, 78, 387-389, 393, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О и от 24.02.2011 № 156-О-О заявление Зизюка В.М. удовлетворено. Решение ИФНС по г. Томску № /__/ от 05.04.2012 об отказе в зачете излишне уплаченного налога признано незаконным. На ИФНС по г. Томску возложена обязанность произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога за 2009 год в размере /__/ рублей /__/ коп. в счет предстоящих платежей по земельному налогу за 2011 год.

В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску просит решение Советского районного суда г. Томска от 06.07.2012 отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Зизюка В.М.

Считает, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008. Данный вывод подтверждается анализом законодательства, многочисленной судебной практикой. Постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 является правовым актом о налогах и сборах, сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в указанном постановлении, были доведены до налогоплательщиков до 01.03.2009, то есть до начала налогового периода. Материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка, названное Постановление Администрации Томской области Зизюком В.М. не оспорены и не признаны недействительными, что свидетельствует о необоснованности его заявления.

В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Зизюка В.М. извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и не явившегося в зал суда.

Проверив законность и обоснованность решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.

Уплата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого, что установлено в ст. 57 Конституции Российской Федерации и пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Суд установил, что Зизюк В.М. с 2009 года принадлежит на праве собственности 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/.

В силу п. 1 ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.

На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с налоговым уведомлением № /__/ от 13.03.2010, поступившим в адрес Зизюка В.М., он обязан уплатить земельный налог за 2009 год размере /__/ руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, исчисленного ФГУ «Земельная палата по Томской области» на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008.

Земельный налог в полном объеме Зизюком В.М. оплачен.

Удовлетворяя заявление Зизюка В.М., суд первой инстанции исходил из того, что земельный налог за налоговый период 2009 года Зизюка В.М, должен быть начислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей на 01.01.2009.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Доводы жалобы о том, что налоговый орган правомерно применил при исчислении земельного налога за 2009 год кадастровую стоимость, установленную постановлением Администрации г. Томска от 24.12.2008 № 262а, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 165-О-О и от 24.02.2011 № 156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области по состоянию на 01 января 2007 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством, согласно приложению № 1-3 к настоящему постановлению.

Пунктом 4 постановления установлено, что оно вступает в силу с 01 января 2009 года.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2008 года № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», вступившим в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, могла применяться для исчисления земельного налога за 2010 год.

Поскольку на момент начала налогового периода2009 года – 01.01.2009 указанное постановление не вступило в законную силу, а указанная в нем кадастровая оценка могла применяться только исчисления налога за 2010 год.

Следовательно, земельный налог за 2009 год должен был исчисляться из кадастровой стоимости земельных участков, установленных ранее постановлением Главы Администрации Томской области № 352 от 29.11.2002 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений», которое на 2009 год действовало, не было признано утратившим силу.

При таких обстоятельствах земельный налог за налоговый период 2009 года Зизюка В.М. должен был быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей на 01.01.2009, и сумма земельного налога за 2009 год должна была составить /__/ руб.

Поскольку материалами дела подтверждено, что порядок, предусмотренный ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации Зизюком В.М. соблюден, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что излишне уплаченная сумма налога за 2009 год в размере /__/ руб. должна быть зачтена в счет уплаты этого же налога за 2011 год.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, они доказаны, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, материальный закон судом применен правильно.

Решение судом постановлено в соответствии с законом, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется, нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, поэтому апелляционная жалоба ИФНС России по г. Томску удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п.1 ст. 328, ст.329Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 06 июля 2012 года оставить без изменения,апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: