№ 33-1145/2011 от 22.04.2011г.



Судья Белькевич Г.Н. Дело № 33-1145/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Марисова А.М.,

судей Радикевич М.А., Тищенко Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску прокурора Томского района Томской области в интересах Овчинникова И. Е. к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о понуждении к предоставлению жилого помещения

по кассационной жалобе Администрации Зоркальцевского сельского поселения на решение Томского районного суда Томской области от 02 марта 2011 года.

Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., объяснения представителя истца – прокурора Кофман Е.Г., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, представителя ответчика Хохловой О.Г., действующей на основании доверенности от 16.07.2010 № 123, поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия

установила:

Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с иском в интересах Овчинникова И.Е. к Администрации Зоркальцевского сельского поселения о предоставлении жилого помещения не менее 17 кв.м общей площади по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указал, что Овчинников И.Е., /__/ года рождения, относится к /__/. Решением Томского районного суда Томской области от 18.03.2005 его отец Овчинников Е.А. и мать Овчинникова Л.А. были /__/.

На основании Постановления Главы Администрации Тегульдетского района от 20.10.2004 № 286 несовершеннолетний Овчинников И.Е. передан под опеку Сокотун Е.И.

Овчинников И.Е. признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в отдельный список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.

В связи с тем, что за Овчинниковым И.Е. не закреплено жилое помещение, он обладает правом на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма, относится к категории социально незащищенных слоев населения, не имеет юридического образования и возможности самостоятельно обратиться в суд, прокурор вынужден был обратиться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском в интересах Овчинникова И.Е.

В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Семитко С.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Хохлова О.Г. исковые требования не признала. Пояснила, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения не может предоставить Овчинникову И.Е. жилое помещение, поскольку не выделены на это мероприятие денежные субвенции.

Представитель третьего лица Администрации Томского района Семенчукова Н.Н. полагала требования подлежащими удовлетворению при условии установления обязанности соответствующего органа государственной власти Томской области по предоставлению средств областного бюджета на приобретение данного жилья.

Представитель третьего лица Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Муратов Д.Л. поддержал исковые требования, пояснив, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения является надлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица Департамента финансов Томской области Махрина И.В. полагала, что Департаментом финансов выполнены обязанности по предоставлению субвенций на приобретение жилья.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Овчинникова И.Е., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Обжалуемым решением на основании ст.40, ч.2 ст.132 Конституции РФ, ст.1, ч.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.15 Закона Томской области №28-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ч. 1, 2 ст.19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.1,2,3, ч.1 ст.6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», ст.140 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст.49, ст.50, ч.1 ст.51, ч.1 ст.52, ст.57 ЖК РФ, ст.ст.45, 89 ГПК РФ, ст.333.36 НК РФ исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворены.

В кассационной жалобе глава Администрации Зоркальцевского сельского поселения Лобыня В.Н. просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Полагает, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно истолкован закон Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Считает, что на основании действующего законодательства участниками правоотношений по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: Администрация Томской области, администрации муниципальных районов, администрации поселений. При вынесении решения суд необоснованно возложил обязанность по обеспечению Овчинникова И.Е. жилым помещением только на Администрацию Зоркальцевского сельского поселения. В то время как без возложения обязанности на Администрацию Томской области предоставить Администрации Томского района из областного бюджета субвенцию на осуществление полномочий по обеспечению жилым помещением Овчинникова И.Е., а также без возложения обязанности на Администрацию Томского района предоставить выделенную субвенцию в бюджет Зоркальцевского сельского поселения, решение суда не может быть исполнено.

В нарушение ст.ст.195,196,40 ГПК РФ суд не установил всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, не привлек дополнительно к участию в деле соответчиков: Администрацию Томской области, Администрацию Томского района, в результате чего постановленное судом решение не может быть исполнено.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Томского района Томской области, представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со ст.354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Томского района Томской области в интересах Овчинникова И.Е.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст.1 данного Федерального закона к лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом правильно установлено и не оспаривается сторонами, что Овчинников И.Е. относится к /__/. В 2009 году Овчинников И.Е. окончил обучение в /__/ и в настоящее время не имеет закрепленного за ним жилого помещения.

Овчинников И.Е. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, что подтверждается Постановлением Администрации Зоркальцевского сельского поселения № 68Ж от 18.09.2009 (л.д.16).

Согласно ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.3 ст.3 Закона).

Согласно решению Совета Зоркальцевского сельского поселения «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» №04 от 30.01.2009 норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека составляет 17 кв.м (л.д.6,7).

На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что Администрация Зоркальцевского сельского поселения является надлежащим ответчиком, поскольку наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и других лиц, указанных в Законе Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ.

Согласно ч.ч.1,2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Судом установлено, что Овчинников И.Е. с 18.09.2009 состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (льготный список) (л.д.16). До настоящего времени он не обеспечен жилым помещением. Закрепленного за Овчинниковым И.Е. жилого помещения либо находящегося у него в собственности жилого помещения не имеется.

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст.140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

При этом в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

В этой связи законных оснований для возложения обязанности на Администрацию Томской области, Администрацию Томского района по предоставлению истцу жилого помещения не имеется. Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права при разрешении данного спора судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку при рассмотрении данного спора все имеющие значение для дела обстоятельства определены правильно, решение суда содержит исчерпывающие выводы, которые соответствуют установленным обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Оснований считать выводы суда ошибочными не усматривается.

Несогласие ответчика с данной судом оценкой доказательств и выводами суда является его правом как участника гражданского дела, не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены или изменения судебного решения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.360, абз.2 ст.361, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 02 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Зоркальцевского сельского поселения - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: