№ 33-1154/2011 от 22.04.2011г.



Судья: Кузнецова Е.А. Дело №33-1154/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Залевской Е.А., Худиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Матвеенко Н. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области о восстановлении срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений

по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области на решение Колпашевского городского суда Томской области от 16 марта 2011 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., суд кассационной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Матвеенко Н. И. (далее по тексту - Матвеенко Н.И., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (далее по тексту - ГУ УПФР в Колпашевском районе, Управление, кассатор) о восстановлении срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета Матвеенко В. Г.

В обоснование заявленных требований указала, что её муж Матвеенко В. Г. проживал по адресу: /__/, умер /__/. До момента смерти за него уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в ГУ УПФР в Колпашевском районе. Она является лицом, которому в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» производится выплата средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ее умершего мужа, иные правопреемники от своего права на выплаты отказались. Срок обращения в Пенсионный фонд она пропустила в связи с тем, что ей не было неизвестно, что срок ограничен шестью месяцами.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истец Матвеенко Н.И. в судебное заседание не явилась.

Представитель истца Форак Е.С. в судебном заседании, поддерживая исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, указала дополнительно, что период пропуска истцом срока незначителен, чуть более месяца. Пропуск срока допущен в связи с отсутствием у истца какой-либо информации о возможности получения накопительной части пенсии после смерти мужа, являвшегося пенсионером. Уведомлений о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ее умершего супруга, ей не направлялось, а отдаленность места её жительства от районного центра повлекла невозможность в сжатые сроки после получения соответствующей информации обратиться в органы Пенсионного фонда. Полагала, что указанные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска истицей срока обращения в органы Пенсионного фонда за получением накопительной части пенсии после смерти ее мужа.

В судебном заседании представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области Некрасов Ю.А. возражал против удовлетворения заявления, указав, что незнание норм права не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.

Кроме того, из анализа пунктов 4,8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 № 741, следует, что органы Пенсионного фонда должны и имеют возможность уведомить о возможности получения накопительной части пенсии умершего лишь тех его правопреемников, которых он указал о своем заявлении. Полагал, что при таких обстоятельствах каких-либо уважительных причин пропуска установленного законом срока обращения за выплатой накопительной части пенсии истцом не приведено.

Обжалуемым решением суд на основании пункта 12, статьи 9, пункта 6 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», пункта 3 статьи 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», пункта 8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 № 741, исковое заявление Матвеенко Н.И. удовлетворил, восстановил пропущенный срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета супруга Матвеенко В. Г., умершего /__/.

В кассационной жалобе ГУ УПФР в Колпашевском районе просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

В обоснование жалобы указывает, что ссылка суда на юридическую неграмотность истца и удаленность её места жительства от райцентра является несостоятельной, поскольку истец имела реальную возможность воспользоваться юридической помощью адвоката. Что касается отсутствия информации у Матвеенко Н.И. о возможности получения пенсионных накоплений умершего супруга, то в ГУ УПФР в Колпашевском районе отсутствует заявление её умершего мужа Матвеенко В.Г. о выплате указанных средств в случае его смерти конкретным лицам. Кроме того, ГУ УПФР в Колпашевском районе в средствах массовой информации регулярно размещаются публикации по данному вопросу.

В возражениях на кассационную жалобу Матвеенко Н.И. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание при рассмотрении дела судом кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом. Суд в соответствии со статьёй 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, обсудив кассационную жалобу в пределах изложенных в ней доводов в соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Судом верно на основании представленных доказательств установлено, что Матвеенко Н.И. является наследницей умершего /__/ Матвеенко В.Г. (как его супруга), который на момент смерти являлся получателем пенсии по старости и был застрахован в системе государственного пенсионного страхования (листы дела 8-10). Право Матвеенко Н.И. как правопреемника на получение пенсионных накоплений умершего супруга никем не оспаривается, дети умершего Матвеенко А.В. и Матвеенко П.В. на накопительную часть пенсии своего отца не претендуют (листы дела 11-16).

В соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 названного Федерального закона. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством передачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ определить конкретных лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

Согласно пункту 6 статьи 16 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица в порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится выплата указанный средств. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его супруг, дети, в том числе усыновленные, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.

В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24.07.2002 № 111-ФЗ выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд РФ в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2008, разъяснено, что восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.

Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.

Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.

Удовлетворяя исковые требования Матвеенко Н.И., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истица Матвеенко Н.И. не располагала информацией о существовании накопительного пенсионного взноса её умершего супруга, юридически неграмотна, проживает в населённом пункте, отдаленном от места расположения органов Пенсионного фонда РФ, и незначительности периода пропуска предусмотренного законом срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений.

У судебной коллегии нет оснований не согласиться с данным выводом.

Материалами дела подтверждено, что Матвеенко Н.И. умер /__/, срок обращения истицы в Управление с заявлением о выплате пенсионных накоплений после его смерти истёк 18.01.2011. Матвеенко Н.И. обратилась в суд с настоящим заявлением 01.03.2011, допустив, как правильно указал суд первой инстанции, незначительный пропуск указанного срока.

Суд первой инстанции правильно оценил причины пропуска срока как уважительные.

В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 38 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24.07.2002 № 111-ФЗ порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 03.11.2007 № 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета" территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.

Порядок получения такого документа прямо предусмотрен абзацем 2 пункта 7 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.

Таким образом, порядок обязательного уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о смерти застрахованного лица нормативно закреплен, а тот в свою очередь должен принять меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений.

Между тем доказательств принятия таких мер относительно истицы как правопреемника умершего Матвеенко В.Г. территориальным органом Пенсионного фонда суду не представлено, что свидетельствует об уважительности причин пропуска заявителем установленного срока для обращения за выплатой пенсионных накоплений.

Судебная коллегия отклоняет ссылку кассатора на отсутствие заявления умершего о выплате накопленных средств в случае его смерти определённым лицам, поскольку обязанность Управления направить правопреемникам умершего извещение о возможности получения средств пенсионных накоплений не ставится в зависимость от наличия такого заявления.

При отсутствии какой- либо информации о праве на получение пенсионных накоплений после смерти супруга, наличии вины Управления в неполучении Матвеенко Н.И. данной информации ссылка кассатора на неуважительность таких причин пропуска срока, как юридическая неграмотность и удалённость места жительства истицы от районного центра, также не может быть принята во внимание.

Иных оснований, которые могли бы повлечь отмену постановленного решения, в кассационной жалобе не приводится, доводы жалобы об обратном состоятельными признаны быть не могут.

Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, без нарушений, предусмотренных частью 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а кассационную жалобу ответчика - не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 16 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: