Судья: Ольховская Е.В. Дело № 33-2626/2012 28 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе: председательствующего Залевской Е.А., судей Кущ Н.Г., Уваровой В.В., при секретаре Сутягиной А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске делопо исковому заявлению Колпашевского городского прокурора в интересах Скирневской М.Н. к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении обеспечить вне очереди жильем поапелляционной жалобе Администрации Колпашевского городского поселения на решение Колпашевского городского суда Томской области от 09 июля 2012 года. Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора Крейзан Е.С., судебная коллегия установила: Колпашевский городской прокурор обратился в суд в интересах Скирневской М.Н. с иском к Администрации Колпашевского городского поселения о возложении обязанности обеспечить Скирневскую М.Н. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований в письменном заявлении, в пояснениях суду первой инстанции в лице прокурора Рыболовой Е.А. указал, что Скирневская М.Н., /__/ года рождения, имеет статус /__/, поскольку оба её родителя умерли: отец Скирневский Н.Ф. – /__/, мать Панова Л.В. – /__/. С 2006 года Скирневская М.Н. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в категории /__/, закрепленного жилья не имеет, жилым помещением не обеспечена, достигла совершеннолетия в 2010 году. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Скирневской М.Н. обязанность по предоставлению жилого помещения, право на его получение она не утратила. Скирневская М.Н. не является участником бюджетных правоотношений, в связи с чем порядок распределения средств на приобретение жилья, отсутствие жилых помещений, а также денежных средств на их приобретение у ответчика, не может отражаться на праве истца на предоставление жилого помещения. Представитель ответчика – Администрации Колпашевского городского поселения Лаптев П.В. в судебном заседании иск не признал, полагал, что поскольку Администрация Томской области не перечисляет указанному органу местного самоуправления деньги на эти цели, то тогда сама должна заниматься вопросами предоставления жилья /__/. Дело рассмотрено по существу в отсутствие истца Скирневской М.Н., третьего лица – Администрации Томской области. Из отзыва Администрации Томской области на иск следует, что указанное лицо полагало невозможным удовлетворение заявленных требований, поскольку к иску не приложены необходимые для решения вопроса о предоставлении жилого помещения документы. Решением Колпашевского городского суда Томской области от 09.07.2012 на основании статей 40, 72 Конституции Российской Федерации, статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статей 1, 85, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», статей 1, 3, 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», статьи 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» исковые требования Колпашевского городского прокурора удовлетворены. На Администрацию Колпашевского городского поселения возложена обязанность предоставить Скирневской М.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления. В апелляционной жалобе Администрация Колпашевского городского поселения просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что суд неправомерно отклонил возражения ответчика о невозможности самостоятельно исполнить обязанности по обеспечению Скирневской М.Н. жильем при отсутствии финансирования на эти цели со стороны субъекта Федерации, и пришел к неверному выводу о том, что Администрация Колпашевского городского поселения является единственным и надлежащим ответчиком по делу. Суд не учел, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жильем несут ответственность только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Доказательств того, что ответчик имеет собственные денежные средства на указанные цели, либо ему на соответствующие цели перечислялись в установленном порядке денежные средства, которые использованы не по назначению, прокурором не представлено. Таким образом, у суда не было правовых оснований для возложения исполнения требований прокурора на дотационный орган местного самоуправления. В возражениях на апелляционную жалобу Колпашевский городской прокурор, Администрация Томской области полагают доводы жалобы необоснованными, решение суда просят оставить без изменения. В судебном заседании при рассмотрении дела судебной коллегией прокурор Крейзан Е.С. поддержала позицию, изложенную в возражении на апелляционную жалобу. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом. Судебная коллегия в порядке статей 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене или изменению. Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Скирневская М.Н. вправе требовать от Администрации Колпашевского городского поселения предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, поскольку она имеет статус /__/, который не оспаривается, состоит на льготном учёте на получение жилого помещения по договору социального найма как ребёнок, имеющий соответствующий статус, не обеспечена жилым помещением, к настоящему моменту окончила учебное заведение. Данный вывод суда полностью соответствует нормам действующего законодательства и подтвержден совокупностью представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1). В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам обеспечения жилыми помещениями, имеют право на финансовое обеспечение реализации указанных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 3 статьи 3 Закона). Статьей 6 указанного закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Таким образом, суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию Колпашевского городского поселения, поскольку именно она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Суд первой инстанции правильно указал, что в силу приведенной нормы основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у /__/, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты. Совокупности приведённых фактов не требуется, поскольку наличие одного из них является достаточным основанием для установления права. Наличие таких фактов судом первой инстанции по настоящему делу установлено. Так, материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что Скирневская М.Н., /__/ года рождения является дочерью Пановой Л.В. (мать) и Скирневского Н.Ф. (отец), имеет статус /__/, о чём суду представлены свидетельство о рождении ( лист дела 8), свидетельства о смерти ( листы дела 13,14). Постановлением Главы Администрации Колпашевского района № 563 от 31.05.1999 истица определена в /__/ в связи со смерть родителей, воспитывалась в /__/ для /__/ «/__/» ( листы дела 9,10). В соотвествии с аттестатом от 13.06.2009 Скирневская М.Н. получила /__/ образование, а в июне 2012 года –/__/ образование по профессии «/__/», о чём суду представлены аттестат ( лист дела 32), копия диплома ( лист дела 38). Данные обстоятельства апеллянтом не оспариваются и свидетельствуют о том, что у Скирневской М.Н. как нуждающейся в жилом помещении возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Суду представлены доказательства того, что Скирневская М.Н. поставлена на учёт на получение жилья 30.06.2006 с учётом имеющейся у неё льготы (лист дела 18), её статус на как /__/, ни ответчиком, ни третьими лицами не оспаривается, так же как и право на получение жилья вне очереди в связи с необеспеченностью жилым помещением. Довод о невозможности приобретения органами местного самоуправления за счет бюджетных средств жилья для Скирневской М.Н. также несостоятелен, так как сводится к анализу межбюджетных отношений. Между тем суд первой инстанции верно указал, что гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Скирневской М.Н. на предоставление ей вне очереди жилого помещения как /__/, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения». Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации Колпашевского городского поселения не подтвердились, направлены на переоценку представленных по делу доказательств, оснований для такой переоценки нет. В апелляционной жалобе не содержится доводов, опровергающих выводы суда. Решение суда следует признать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в соответствии с требованиями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,судебная коллегия определила: решение Колпашевского городского суда Томской области от 09 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения – без удовлетворения. Председательствующий Судьи: