№ 33-2422/2012 от 21.09.2012г.



Судья: Ольховская Е.В. Дело №33-2422/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей Кущ Н.Г., Уваровой В.В.,

при секретаре Брыковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Атрахимович Н. Г. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди по договору социального найма не ниже установленных социальных норм

по апелляционной жалобе представителя Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко А. М. на решение Колпашевского городского суда Томской области от 09 июля 2012 года

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя процессуального истца Дашевской О.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Атрахимович Н.Г. к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении обеспечить Атрахимович Н.Г. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В обоснование в письменном заявлении и в пояснения суду первой инстанции в лице прокурора Рыбаловой Е.А. указала, что Атрахимович Н.Г., /__/ года рождения, имеет статус /__/, поскольку в возрасте до 18 лет у нее /__/, а /__/.

С 2007 года Атрахимович Н.Г. состоит на учете, в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения в категории /__/, не имеет закрепленного жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечена. Между тем право на предоставление жилого помещения возникло у Атрахимович Н.Г. по достижении восемнадцатилетнего возраста и прекращения над ней попечительства.

Поскольку орган местного самоуправления не выполнили перед Атрахимович Н.Г. обязанности по представлению жилого помещения, не обеспечены необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав Атрахимович Н.Г. на жилище.

Атрахимович Н.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что своего жилья у неё нет, она сирота.

Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Лаптев П.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что денежные средства на предоставление жилья Атрахимович Н.Г. должны быть выделены Администрацией Томской области. Полагал, что Атрахимович Н.Г. может быть обеспечена жилым помещением только после окончания ею обучения, которое она в настоящее время проходит в /__/.

Администрация Томской области как третье лицо по делу в письменном отзыве ( листы дела 18-19) полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие право Атрахимович Н.Г. на жилое помещение по договору социального найма. Своего представителя в суд не направила.

Суд на основании статьи 40 Конституции Российской Федерации, пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», части 1 статьи 1, части 1 статьи 3, частей 1, 2 статьи 6 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения», абзаца 5 статьи 1, части 1 статьи 85, статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» исковые требования прокурора Колпашевского городского прокурора удовлетворил, обязал Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Атрахимович Н.Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.

В апелляционной жалобе Администрация Колпашевского городского поселения просит решение суда отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно отклонил возражения ответчика относительно исковых требований об отсутствии правовых оснований для обеспечения Атрахимович Н.Г. жилым помещением в связи с тем, что она является учащейся /__/ /__/ и находится на полном государственном обеспечении.

Истцом не представлено доказательств наличия у органа местного самоуправления в лице Администрации Колпашевского городского поселения денежных средств для обеспечения жилым помещением /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Судом не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что прокурор не усматривает нарушения закона Администрацией Томской области в отношении своих обязательств по выделению необходимых денежных средств на категорию лиц, к каким относится Атрахимович Н.Г. Судом не учтено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями несут ответственность за их осуществление только в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

В судебном заседании при рассмотрении дела судебной коллегией представитель истца Дашевская О.С. возражала против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу статей 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив и изучив материалы дела, заслушав объяснения участвовавшего в апелляционном производстве лица, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его изменения или отмены.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Атрахимович Н.Г. вправе требовать от Администрации Колпашевского городского поселения предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, поскольку она имеет статус /__/, который не оспаривается, состоит на льготном учёте на получение жилого помещения по договору социального найма как ребёнок, имеющий соответствующий статус, не имеет в собственности жилого помещения, не приобрела право пользования жилым помещением по договору социального найма, к настоящему моменту окончила учебное заведение.

Данный вывод суда полностью соответствует нормам действующего законодательства и подтвержден совокупностью представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств.

В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1).

В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам обеспечения жилыми помещениями, имеют право на финансовое обеспечение реализации указанных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 3 статьи 3 Закона).

Статьей 6 указанного Закона также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию Колпашевского городского поселения, поскольку именно она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма сироте.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из названных юридических фактов.

При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается участвующими в нём лицами, что Атрахимович Н.Г. /__/, года рождения, является дочерью А. (отец) и А. ( мать), что также следует из свидетельства о её рождении ( лист дела 8).

Мать А. умерла /__/, что следует из свидетельства о её смерти (лист дела 11), а отец решением Колпашевского городского суда от /__/ /__/ (лист дела 9).

Таким образом, Атрахимович Н.Г. имеет статус /__/, в соответствии с данными, предоставленными Администрацией Колпашевского городского поселения и Администрацией Колпашевского района до настоящего времени состоит на учёте как нуждающаяся в жилом помещении с 04.10.2007 (листы дела 7,24).

На настоящий момент Атрахимович Н.Г. не обеспечена жилым помещением, что подтверждено сведениями из ЕГРП об отсутствии у неё прав на недвижимое имущество (лист дела 13), а также сведениями о регистрации её по месту жительства бабушки Пушпашевой Н.Ф. по адресу: /__/. При этом доказательств того, что Атрахимович Н.Г. является членом семьи указанного лица, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства доказательств этому в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ответчиком данный факт не доказывался.

С 25.07.1994 Атрахимович Н.Г. находилась под опекой Пушпашевой Н.Ф. (лист дела 26), а постановлением главы Колпашевского района Томской области от 19.09.2000 № /__/ её опекуном назначен А. ( лист дела 12).

В настоящее время Атрахимович Н.Г. 19.11.2009 достигла совершеннолетия, в связи с чем опека над ней прекращена, что уже указывает на её право получить жилое помещение по договору социального найма в силу приведённых ранее положений закона.

Кроме того, материалами дела подтверждено и не оспаривается апеллянтом, что Атрахимович Н.Г. 15.06.2007 получила основное общее образование, окончив МОУ «/__/» /__/ ( лист дела 36).

Изложенное указывает на несостоятельность доводов апеллянта об отсутствии обязанности обеспечить Атрахимович Н.Г. жилым помещением в связи с обучением с 01.09.2010 по 30.06.2013 её по очной форме в ОГБОУ НПО «/__/» (лист дела 37), поскольку условия предоставления ей жилого помещения наступили ранее поступления в данное учреждение образования и не отпали в связи с данным обучением. Кроме того, ссылаясь на факт нахождения Атрахимович Н.Г. на полном государственном обеспечении, Администрация не представила доказательств предоставления ей на настоящий момент какого-либо жилого помещения.

Довод о невозможности приобретения органами местного самоуправления за счет бюджетных средств жилья для Атрахимович Н.Г. также несостоятелен, так как сводится к анализу межбюджетных отношений. Между тем суд первой инстанции верно указал, что гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право Атрахимович Н.Г. на предоставление ей вне очереди жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации Колпашевского городского поселения не подтвердились, направлены на переоценку представленных по делу доказательств, оснований для такой переоценки нет. В апелляционной жалобе не содержится доводов, опровергающих выводы суда.

Решение суда следует признать законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в соответствии с требованиями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,судебная коллегия

определила:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 09 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200