Судья первой инстанции Шороховецкая Н.А. Судья второй инстанции Типигин С.И. № 4а – 143/12 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 28 мая 2012 года г. Томск Председатель Томского областного суда Кайгородов А.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Томской области на постановление Административной комиссии г. Томска от 26 июля 2011 г., решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 30 сентября 2011 г., решение судьи Томского областного суда от 01 ноября 2011 г. и постановление заместителя председателя Томского областного суда от 17 февраля 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 Кодекса Томской области об административных правонарушениях (КоАП ТО), в отношении Барсукова Е. В., УСТАНОВИЛ: постановлением Административной комиссии г. Томска от 26 июля 2011 г. Барсуков Е.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.24 КоАП ТО. Решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 30 сентября 2011 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения. Решением судьи Томского областного суда от 01 ноября 2011 г. вышеуказанное решение оставлено без изменения. Постановлением заместителя председателя Томского областного суда от 17 февраля 2012 г. состоявшиеся решения оставлены без изменения. Не согласившись с вышеуказанными решениями, заместитель прокурора области принес протест, в котором просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Барсукова Е.В. состава административного правонарушения. Указал на противоречия ст. 8.24 Кодекса Томской области об административных правонарушениях федеральному законодательству. Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, прихожу к выводу о том, что постановление Административной комиссии г.Томска от 26 июля 2011 г., решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 30 сентября 2011 г., решение судьи Томского областного суда от 01 ноября 2011 г. и постановление заместителя председателя Томского областного суда от 17 февраля 2012г. подлежат отмене по следующим основаниям. Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Барсукова Е.В. к административной ответственности по ст. 8.24 КоАП ТО послужило то, что 27.05.2011 Барсуков Е.В. осуществлял проезд по газону и стоянку на нем на территории общего пользования, занятой деревьями и кустарниками, в районе /__/. Из диспозиции ст. 8.24 КоАП РФ Кодекса Томской области об административных правонарушениях следует, что ответственность установлена за проезд по газонам, детским или спортивным площадкам, пляжам, территории общего пользования в границах населенного пункта, занятой деревьями и кустарниками, остановку и стоянку на них транспортных средств. Между тем эти требования регламентированы федеральным законодательством. Согласно Конституции Российской Федерации административное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, п. «к» ч.1); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2). Из этих конституционных установлений следует, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы в области административных правонарушений, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения. Вместе с тем, как это следует из положений Конституции Российской Федерации, законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению административной ответственности и производству по административным делам. При возникновении споров, связанных с введением субъектом Российской Федерации административной ответственности, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривающие конкретные дела, в соответствии со статьями 120 (часть 2), 76 (части 3, 5 и 6) Конституции Российской Федерации управомочены решать, какой закон - федеральный или субъекта Российской Федерации подлежит применению в случаях противоречия между ними. В силу п. 1 ч. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ведении Российской Федерации находятся формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Пунктом 4 ст. 22 этого же Закона предусмотрено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1 Правил). Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разд. 12 и 17 Правил дорожного движения РФ, ответственность за нарушение Правил установлена нормами КоАП РФ. Таким образом, федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных требований к Правилам дорожного движения, в том числе путем установления дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств, следовательно - и ответственности за их нарушение. Кроме того, проезд механических транспортных средств по участкам с зелеными насаждениями означает неисполнение гражданами и организациями обязанности охранять природу и окружающую среду, обеспечивать сохранность зеленых насаждений, осуществление действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду и, как следствие, нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Запрет на стоянку, а следовательно, и проезд транспортных средств на озелененных территориях предусмотрены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (приказ Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (приказ Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170). Ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с федеральным законодательством. При таких обстоятельствах суд надзорной инстанции приходит к выводу о том, что привлечение Барсукова Е.В. к административной ответственности по ст. 8.24 Кодекса Томской области об административных правонарушениях не может быть признано законным и обоснованным, а потому состоявшиеся по делу постановление и судебные решения подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Барсукова Е.В. состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, заместитель председателя Томского областного суда ПОСТАНОВИЛ: протест заместителя прокурора Томской области удовлетворить. постановление Административной комиссии г. Томска от 26 июля 2011 г., решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 30 сентября 2011 г., решение судьи Томского областного суда от 01 ноября 2011 г. и постановление заместителя председателя Томского областного суда от 17 февраля 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, в отношении Барсукова Е. В. отменить, производство по делу прекратить. Председатель Томского областного суда А.А. Кайгородов