24 февраля 2012 г. г. Томск Судья Томского областного суда Миркина Е.И., рассмотрев дело по жалобе Михайлова В.И. на постановление государственного инспектора Кировского района г.Томска по пожарному надзору от 27.12.2011 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.01.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Михайлова В.И., УСТАНОВИЛ: постановлением государственного инспектора Кировского района г.Томска по пожарному надзору от 27.12.2011 Михайлов В.И. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб. Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что 02.12.2011 в 11 часов 50 минут на прилегающей территории многоквартирного жилого дома по адресу: /__/, Михайлов В.И., являясь должностным лицом – председателем ТСЖ «Степан», допустил нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Данные нарушения состоят в следующем: подъездной путь со стороны /__/ сужен железобетонным блоком менее 6 метров, на момент проверки имеется 5 м 60 см, со стороны двора (подъездной путь со стороны /__/) установлены металлические ворота, находящиеся в закрытом состоянии, шириной менее 6 метров, а именно 3 м 80 см. Решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.01.2012 вышеуказанное постановление оставлено без изменения. Не согласившись с указанным решением, Михайлов В.И. обратился с жалобой, в которой просит указанное решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование требований жалобы указал, что он, как председатель ТСЖ, не несет ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, допущенные на земельном участке, который принадлежит третьим лицам. Судьей не был исследован вопрос о том, кому принадлежит земельный участок, на котором установлено заграждение. В судебном заседании Михайлов В.И. и его защитники Барчук Н.Д., Здрюмов В.М. жалобу поддержали по доводам, изложенным выше. Государственный инспектор Кировского района г. Томска по пожарному надзору М. возражал против удовлетворения жалобы Михайлова В.И., считает ее доводы необоснованными. Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав явившихся лиц, прихожу к выводу о том, что постановление государственного инспектора Кировского района г.Томска по пожарному надзору от 27.12.2011 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.01.2012 подлежат оставлению без изменения. Согласно ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. В силу статьи 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 23 Правил пожарной безопасности установлено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам. Пункт 3 Правил устанавливает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 67 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей). В соответствии с п. 1, 2, 4, 6 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью. Статья 144 ЖК РФ устанавливает, что правление товарищества является органом управления товарищества собственников жилья. Согласно ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. В соответствии с п. 1, 4 ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят: соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества; управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им. Статья 149 ЖК РФ предусматривает, что председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества. Таким образом, судья в обжалуемом решении пришел к правильному выводу о том, что председатель ТСЖ «Степан» Михайлов В.И. является субъектом административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ. Вина Михайлова В.И. в совершении указанного правонарушения полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, распоряжением о проведении внеплановой проверки, актом проверки, фототаблицей, объяснениями Михайлова В.И., уставом ТСЖ «Степан», протоколами собраний, протоколом об административном правонарушении. Из указанных доказательств следует, что Михайлов В.И. является председателем ТСЖ «Степан», созданного для управления многоквартирным жилым домом по адресу: /__/, и обладает определенными распорядительными полномочиями в части управления общим имуществом в многоквартирном доме. В рамках осуществления указанных полномочий Михайлов В.И. допустил нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Данные нарушения состоят в следующем: подъездной путь со стороны /__/ сужен железобетонным блоком до 5 м 60 см, что составляет менее требуемых 6 метров, со стороны двора (подъездной путь со стороны /__/) установлены металлические ворота, находящиеся в закрытом состоянии, шириной менее 6 метров, а именно 3 м 80 см. Собранные по делу доказательства оценены в соответствии с требованиями закона, выводы о виновности Михайлова В.И. в совершении указанного правонарушения являются обоснованными. Ссылка Михайлова В.И. на необоснованность его привлечения к административной ответственности в связи с тем, что земельный участок находится в муниципальной собственности, является несостоятельной, поскольку статья 36 ЖК РФ относит и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты к общему имуществу в многоквартирном доме. В связи с этим ТСЖ «Степан» в рамках возложенных на него обязанностей осуществляет управление данным земельным участком. Обоснованность проведения внеплановой проверки подтверждается имеющимся в деле распоряжением от 01.12.2011, что соответствует подп. 2 п. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановлению администрации г. Томска от 30.11.2011 № 1314. Мера наказания Михайлову В.И. определена в пределах санкции ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых постановления и решения не усматриваю. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ: постановление государственного инспектора Кировского района г.Томска по пожарному надзору от 27.12.2011 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 27.01.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Михайлова В.И. оставить без изменения, жалобу Михайлова В.И. - без удовлетворения. Судья Томского областного суда Е.И. Миркина