13 апреля 2012 г. г. Томск Судья Томского областного суда Антонов С.М., рассмотрев дело по жалобе Алеевой Л. В. на постановление государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору от 30 января 2012 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 05 марта 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: постановлением государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору от 30.01.2012 заведующая МАДОУ детский сад № 13 Алеева Л.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей. Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что Алеева Л.В., являясь должностным лицом – заведующей МАДОУ детский сад № 13 г. Томска, расположенного по адресу /__/, 30.01.2012 допустила нарушение норм Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (пункт 3 ППБ 01-03), требований ГОСТа Р 12.2.143-2009, которое выразилось в том, что планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, находящиеся в учреждении, не соответствовали ГОСТу. Решением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 05 марта 2012 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения. Не согласившись с вынесенными решениями, Алеева Л.В. обратилась с жалобой, в которой просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование требований жалобы указала, что требования ГОСТа носят рекомендательный характер, а потому его нарушение не является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Акт проверки и протокол об административном правонарушении были составлены в один день, что лишило ее возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения. До начала разбирательства дела в суде предписание от 30.01.2012 № 2/1/1 было выполнено. Считает, что судья не надлежащим образом ознакомился с материалами дела и не рассмотрел возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ. Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав Алееву Л.В., прихожу к выводу о том, что постановление государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору от 30 января 2012 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 05 марта 2012 г. подлежат изменению. В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утв. приказом МЧС России от 10.06.2003 № 113 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Согласно требованию ГОСТа 12.2.143-2009 «Система стандартизации безопасности труда. Системы фотолюминесцентные. Требования и методы контроля», утв. Приказом Федерального агентства РФ по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2009, в зданиях, у которых площадь, вместимость и количество находящихся в нем людей соответствуют нормативным показателям, установленным в нормах пожарной безопасности по проектированию систем оповещения людей о пожаре, должны быть установлены фотолюминесцентные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении и решении судьи сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Алеевой Л.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку из материалов дела усматривается, что Алеева Л.В., являясь должностным лицом – заведующей МАДОУ детский сад № 13 г. Томска, расположенного по адресу /__/, 30.01.2012 допустила нарушение норм Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и требований ГОСТа Р 12.2.143-2009, которое выразилось в том, что планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, находящиеся в учреждении, не соответствовали ГОСТу. Указанные обстоятельства были подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 30.01.2012 № 11, в котором Алеева Л.В. с совершенным правонарушением согласилась; распоряжением органа государственного контроля о проведении плановой, выездной проверки от 09.01.2012 № 2; актом проверки органом государственного контроля от 30.01.2012 № 2; предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 30.01.2012 № 2/1/1; представлением государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору от 30.01.2012; справкой Департамента образования Администрации г. Томска от 09.02.2011. Оценка имеющимся в материалах дела об административном правонарушении доказательствам дана судьей в решении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Таким образом, судья обоснованно пришел к выводу о виновности Алеевой Л.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Доводы жалобы Алеевой Л.В. о том, что требования ГОСТа носят рекомендательный характер, а потому его нарушение не является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, не основаны на нормах закона, а потому не могут быть приняты во внимание. При рассмотрении дела судья всесторонне, полно и объективно выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, всем представленным доказательствам дал оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, применил соответствующие нормы права и постановил обоснованное решение. В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания должностным лицом, вынесшим постановление, не в полной мере были изучены те обстоятельства, что Алеева Л.В. вину в совершении административного правонарушения признала, ранее к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации не привлекалась, что привело к назначению более строгого наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. С учетом того, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Алеевой Л.В. не установлено, должностным лицом в постановлении не приведено достаточных обстоятельств, позволяющих назначить Алеевой Л.В. наказание в виде административного штрафа. В соответствии с п. 2 п. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Принимая во внимание вышеизложенное, а также с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, постановление государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору от 30.01.2012 и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 05.03.2012 подлежат изменению в части размера назначенного Алеевой Л.В. наказания, которое с учетом указанных выше обстоятельств подлежит назначению в виде предупреждения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ: постановление государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору от 30.01.2012 и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 05.03.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Алеевой Л. В. изменить, назначить Алеевой Л. В. наказание в виде предупреждения.