Судья Михальчук С.Н. № 7 – 237/2012 16 октября 2012 года г. Томск Судья Томского областного суда Шефер И.А., рассмотрев дело по жалобе защитника Картавых Ю. Л. Ереминой Е. А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 31 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Картавых Ю.Л., установил: постановлением главного инспектора Томского территориального отдела по надзору за опасными производственными объектами Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 15 июня 2012 года Картавых Ю.Л. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Согласно постановлению в период с 15.05.2012 по 09.06.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «/__/» обязательных требований законодательства и иных актов Российской Федерации в сфере промышленной безопасности. В ходе проверки выявлены нарушения норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта–системы газопотребления предприятия, а именно: 1. Не уведомляется территориальный орган Ростехнадзора о времени и месте проведения аттестации в целях обеспечения участия в работе аттестационной комиссии представителя территориального органа Ростехнадзора (при повторной проверке знаний у рабочих), что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 1.2.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, и подтверждается пунктами 1, 2 должностной инструкции главного энергетика, утвержденной генеральным директором 01.03.2012; 2. Не устранено разрушение кровли в примыкании к карнизу здания газораспределительного пункта (ГРП) и привело к намоканию плит перекрытия, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 5.6.8, 5.6.10, 9.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, и подтверждается пунктами 1, 2 должностной инструкции главного энергетика, утвержденной генеральным директором 01.03.2012; 3. Не разработан план взаимодействия служб различных ведомств и не согласован с территориальным органом Ростехнадзора, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 11.5 «Правил безопасности систем газораспределения», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, и подтверждается пунктами 1, 2 должностной инструкции главного энергетика, утвержденной генеральным директором 01.03.2012; 4. Не определен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 5.1.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 18.03.2003 № 9 и подтверждается пунктами 1, 2 должностной инструкции главного энергетика, утвержденной генеральным директором 01.03.2012; 5. Неисправно электроизолирующее фланцевое соединение (ИФС), что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 5.8.10 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, и подтверждается пунктами 1, 2 должностной инструкции главного энергетика, утвержденной генеральным директором 01.03.2012; 6. Не проводится ежегодный анализ корриозионного состояния газопровода и эффективность работы электрозащитных установок, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 5.8.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, и подтверждается пунктами 1, 2 должностной инструкции главного энергетика, утвержденной генеральным директором 01.03.2012; 7. Не проводится проверка сигнализаторов загазованности контрольными газовыми смесями, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 5.7.10, 5.7.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9, и подтверждается пунктами 1, 2 должностной инструкции главного энергетика, утвержденной генеральным директором 01.03.2012. В должностные обязанности Картавых Ю.Л., как главного энергетика ООО «/__/» входит выполнение требований нормативных технических документов в области промышленной безопасности. Решением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 31 августа 2012 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения. Не согласившись с данным решением, защитник Картавых Ю.Л. Еремина Е.А. обратилась с жалобой, в которой просит решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 31.08.2012 отменить. В обоснование доводов указала, что при проведении проверки административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, а именно отсутствует протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей. Картавых Ю.Л. и представитель Западно-Сибирского управления Ростехнадзора надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Судья, руководствуясь ч. 2,4 ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. В судебном заседании защитник Картавых Ю.Л. Еремина Е.А. доводы жалобы поддержала. Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 31 августа 2012 года не подлежащим отмене. Часть 1 ст. 1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). В соответствии с ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в частности к ним относятся объекты, на которых используется воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что ООО «/__/» эксплуатирует опасный производственный объект – систему газопотребления предприятия, зарегистрированную 15.12.2009 в государственном реестре опасных производственных объектов № А62-05991-001. В состав системы газопотребления предприятия входит: газифицированная котельная ООО «/__/», предназначенная для выработки пара, используемого в технологическом цикле по изготовлению железобетонных изделий для отопления производственных корпусов, внутренние газопроводы и газовое оборудование котлов КЕ-25-14с ст.№ 3, ст.№ 4, оснащенных десятью инжекторными горелками БИГ-1-22 каждый, единичной тепловой мощностью 2,45 МВт; наружный газопровод общей протяженностью 1200м; здание ГРП. Предприятие эксплуатирует два опасных производственных объекта: - сеть газопотребления А 62-05991-001 (котельная с 3 паровыми котлами КЕ-25/14 рег. №№ 1900, 2058, 2038, 4 экономайзера ЭП1-646, рег. №№ 1211, 1304, 1334, 2039 паропровод рег. №425). - площадка цеха А 62-05991-002 (компрессорная с 6 сосудами В-3.2, В-4 рег. №№ 3519, 3520, 3521, 3522, 3523, 3534). Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Согласно п. 1.2.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 18.03.2003 № 9 лица, ответственные за подготовку кадров, предварительно уведомляют территориальные органы Госгортехнадзора России о времени и месте проведения аттестации в целях обеспечения участия в работе аттестационной комиссии представителя территориальных органов Госгортехнадзора России. Такое уведомление целесообразно подавать не менее чем за 5 дней. Необходимость участия инспектора в комиссии при повторной проверке знаний (аттестации) устанавливает территориальный орган Гостехнадзора России. Согласно п. 5.1.5 Правил организация-владелец обязана в течение рока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации) хранить проектную и исполнительскую документацию. Согласно п. 5.6.8 Правил при осмотре технического состояния ГРП с пропускной способностью регулятора свыше 50 м3/час должны выполняться в том числе внешний и внутренний осмотр здания ГРП, при необходимости – очистка помещения и оборудования ГРП от загрязнений. Согласно п. 5.8.2 Правил организация, эксплуатирующая установки электрохимической защиты, должна проводить их техническое обслуживание и ремонт, иметь схемы мест расположения защитных установок, опорных (контрольно-измерительных пунктов) и других точек измерения потенциалов газопровода, данные о коррозионной агрессивности грунтов и источниках блуждающих токов, а также проводить ежегодный анализ коррозионного состояния газопроводов и эффективности работы электрозащитных установок. Согласно п.п 5.7.10 и 5.7.11 Правил проверка срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации должна проводиться не реже 1 раза в месяц, если другие сроки не предусмотрены заводом-изготовителем. Проверка сигнализаторов загазованности должна выполняться с помощью контрольных газовых смесей. Согласно п. 9.2 Правил обследования зданий целостности строительных конструкций (трещин, обнажения арматуры, просадки фундамента, снижение несущих способностей перекрытий, разрушение кровли и других) должно производиться также перед реконструкцией технологического объекта или изменением функционального назначения здания или сооружения, а также после аварии (взрыв или пожар). Согласно п. 11.5 Правил деятельности аварийных бригад по локализации и ликвидации аварий определяется планом взаимодействия служб различных ведомств, который должен быть разработан с учетом местных условий. Планы взаимодействия служб различных ведомств должны быть согласованы с территориальными органами Госгортехнадзора России и утверждены в установленном порядке. Судья обоснованно пришел к выводу о том, что факт совершения Картавых Ю.Л. административного правонарушения в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении нашел свое подтверждение при исследовании доказательств по делу: протокола об административном правонарушении от 09 июня 2012 года, приказа Западно-Сибирского управления Ростехнадзора от 03 апреля 2012 года № 50-пр о проведении в ООО «/__/» плановой выездной комплексной проверки соблюдения ООО «/__/» обязательных требований законодательства и иных актов Российской Федерации в сфере промышленной безопасности, акта проверки от 09 июня 2012 года, предписания от 09 июня 2012 года, должностной инструкции главного энергетика ООО «/__/» Картавых Ю.Л. и других. Таким образом, из фактических обстоятельств дела следует, что Картавых Ю.Л. в силу своих должностных полномочий обязан был не допустить образование нарушений обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, которые были выявлены в ходе проверки. Материалы дела свидетельствуют о том, что дело рассмотрено с соблюдением положений ст. 24.1 КоАП РФ. Оценка доказательствам дана судьей на основании и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе рассмотрения дела. Представленные документы соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам. Довод заявителя жалобы о том, что не был составлен протокол осмотра помещений в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ, судьей Октябрьского районного суда г. Томска рассмотрен и данному доводу дана надлежащая оценка, с которой оснований не соглашаться нет. Действия Картавых Ю.Л. правильно квалифицированы по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и требований статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Картавых Ю.Л. допущено не было. Таким образом, решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 31 августа 2012 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены и прекращения производства по делу не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, решил: решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 31 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении Картавых Ю.Л. оставить без изменения, жалобу защитника Картавых Ю. Л. Ереминой Е. А. – без удовлетворения. Судья Томского областного суда И.А. Шефер