без изменения



Судья: Бурляев В.А. дело № 22 - 434

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2011 года г. Смоленск

Судебная коллегия по уголовным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Авхимова В.А.

судей: Фурман Т.А., Журковой Н.В.

при секретаре Владимировой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц – связи кассационную жалобу осужденного Александрова Д.А.

на приговор Рославльского городского суда Смоленской области от 07 декабря 2010 года, которым

АЛЕКСАНДРОВ Д.А., , не работающий, ранее судимый:

1. 02 марта 2010 г. мировым судьей судебного участка по ч.1 ст. 157 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства из заработной платы 6% заработка, постановлением мирового судьи судебного участка этого же района от 04.10.2010г. исправительные работы заменены на лишение свободы сроком на 2 месяца, 03 декабря 2010 г. освобожден по отбытию наказания.

осужден:

по ч.4 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Взят под стражу в зале суда.

Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 07 декабря 2010г.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи, Фурман Т.А., выслушав осужденного Александрова Д.А., адвоката Пушкарева И.В. в защиту последнего, поддержавших кассационную жалобу, просивших приговор суда отменить, мнение прокурора Бортникова А.В., полагавшего приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного без удовлетворения судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приговором суда Александров Д.А. признан виновным и осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть его отца Н., 1941 года рождения.

Преступление совершено в период времени с 23 час. 28 апреля 2010 г. до 5 час. 29 апреля 2010 г., при обстоятельствах указанных в приговоре суда.

Александров Д.А., на почве личных неприязненных отношений умышленно, в быстрой последовательности друг за другом нанес Н. не менее 9 ударов неустановленным твердым предметом в область головы, причинив тем самым потерпевшему повреждение головы, с вдавленным переломом правой теменной кости, с ушибом головного мозга тяжелой степени, множественные раны волосистой части головы и правой ушной раковины, осложнившихся в дальнейшем двухсторонним гнойным воспалением легких, от повреждений головы наступила смерть потерпевшего в больнице 21 мая 2010 г.

В судебном заседании Александров Д.А. вину не признал.

В кассационной жалобе осужденный Александров Д.А. просит приговор отменить, уголовное преследование в отношении него прекратить.

Отмечает, что преступление не совершал, отца не избивал, находился с ним в хороших отношениях, проживали в одной квартире, событий произошедших в ту ночь, не помнит, но уверен, что он не мог причинить отцу телесные повреждения, повлекшие его смерть.

Считает, что потерпевший А., его родной брат, его оговорил, т.к. брату выгодно его осуждение, брат имеет намерение распорядиться квартирой, в которой он проживал с отцом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.

Выводы суда о виновности осужденного в совершении вышеуказанного преступления являются правильными, основанными на исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательствах.

Факт наступления смерти и ее причина подтверждена заключением эксперта № от 07 июня 2010 г, (л.д. 183-185 т.1) в силу которого, в результате повреждений головы сопровождавшихся вдавленным переломом правой теменной кости с ушибом головного мозга тяжелой степени, и множественными ранами головы и правой ушной раковины, осложнившихся в дальнейшем двухсторонним гнойным воспалением легких, повреждения головы квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности, наступила смерть Н. Телесные повреждения в области головы и ушной раковины повлекшие смерть потерпевшего были причинены в быстрой последовательности от не менее девяти сильных ударный воздействий твердым тупым предметом.

Согласно протокола осмотра места происшествия от 04.05.2010 г., (т.1 л.д. 29-32), протокола обыска от 28.05.2010г., (т.1 л.д. 42-54), заключения эксперта по результатам биологической экспертизы № 310 от 10.06.2010 г. (л.д. 198-200 т.1) № 333 от 01.07.2010 г., (т.1 л.д. 207-209), заключения эксперта № (экспертизы вещественных доказательств) от 06.09.2010 г. (л.д. 240-243 т.1),

в зале на диване на подушке, на обоях над диваном и на стене в углу, была обнаружена кровь человека, которая могла произойти от потерпевшего, кровь на обоях обнаружена в виде брызг, которые образовались в результате нанесения ударов по окровавленной поверхности;

из показаний свидетеля С. жены осужденного, данных ею в ходе предварительного следствия и исследованных судом (т.1 л.д. 76-78, 113-116, 132-134) следует, она увидела потерпевшего в комнате стоящим на коленях у дивана, локтями облокотившись на диван, голова была спущена на диван,

свидетель А., фельдшер скорой помощи А., также видели потерпевшего стоящим у дивана на коленях, в области головы потерпевшего, на диване, заметили кровь.

Доводы осужденного о его непричастности к причинению тяжкого вреда здоровью своему отцу, повлекших по неосторожности смерть последнего и что к совершению преступления причастны другие лица, судом проверялись и обоснованно признаны несостоятельными и опровергающимися:

показаниями его жены С. услышавшей в ту ночь стон, видевшей выходящим из комнаты потерпевшего, Александрова Д.А., на руках которого были одеты перчатки, в руках была палка, в комнате увидела потерпевшего, голова и плечи которого были в крови, перчатки и палку Александров положил в мусорное ведро и вышел, потерпевший на улицу не выходил, к ним в квартиру никто в ту ночь не приходил, потерпевшего мог ударить лишь Александров Д.А., на ее вопрос последний пояснил, что отца избили малолетки;

показаниями свидетеля А., видевшего потерпевшего стоящего на коленях на полу у дивана, в области головы кровь, узнавшего от С. что Александров Д.А., ударил потерпевшего палкой, которую вместе с перчатками выбросил в мусорное ведро и с ним вышел на улицу;

показаниями А. фельдшера скорой помощи, услышавшей от Александрова Д.А, что его отец плохо ходит, упал ударился головой о табурет, стоящий рядом с диваном, однако она не видела следы крови на табурете, на полу комнаты, коридора, кровь была на диване, при осмотре пострадавшего обнаружена, что правая ушная рана сильно кровоточила, волосистая часть головы и лицо были обильно испачканы кровью;

показаниями эксперта М., пояснившего, что раны обнаруженные у потерпевшего, не могли образоваться при падении, они были причинены боковой поверхностью удлиненного предмета;

показаниями потерпевшего А., младшего сына погибшего, узнавшего о случившемся от жены брата, от соседа А. узнал, что отца избил брат, сам брат рассказал, что отца избили малолетки на улице, однако он не видел следов крови на куртке, куртка висела на вешалке, отец не мог выходить на улицу.

Из показаний свидетелей; С. .А., А. следует, что между потерпевшим и осужденным ранее возникали ссоры, погибший Н., боялся сына, С. пояснила, что Александров Д.А. в ту ночь был агрессивен, был сильно возбужден, ходил по квартире, кричал и на нее.

Доводы осужденного, что его оговорил брат А., также не нашли своего подтверждения. Последний в тот день не был в доме отца, свидетели С. А., А. видели в квартире, рядом с пострадавшим лишь Александрова Д.А.

Сам осужденный не оспаривает, что в доме не было посторонних, по обстоятельствам получения отцом телесных повреждений свидетелям, дал противоречивые объяснения, С., А., рассказал, что отца избили малолетки, а фельдшеру пояснил, что отец упал и ударился о табурет. Осужденный не оспаривает, что в тот вечер был дома, что находился в комнате отца один, когда и обнаружили его избитым.

Приведенные в приговоре доказательства получили полную и мотивированную оценку и не вызывают сомнений в их достоверности и допустимости.

Этими доказательствами опровергаются и доводы осужденного об отсутствии между ним и отцом ссор, что он не мог причинить смерть отцу.

Действия осужденного квалифицировано правильно.

Нарушений уголовно-процессуального закона влекущих отмену или изменение приговора, судом не допущено.

Психическое состояние Александрова Д.А. исследовано с достаточной полнотой, с учетом данных о личности, и заключения комиссии экспертов комплексной амбулаторной судебной психолого-психиатрической экспертизы № от 15.07.2010 г. (л.д. 226-230 т.1), выводам которой в приговоре дана мотивированная оценка, Александров Д.А. обоснованно признан вменяемым. По заключению комиссии экспертов Александров Д.А., хроническим, психическим, расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики, которое бы лишало его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, не страдал в момент совершения инкриминируемого ему деяния и не страдает в настоящее время, у Александрова Д.А., выявляются признаки синдрома зависимости от алкоголя средней стадии, в момент совершения преступления находился в состоянии простого алкогольного и токсического опьянения. Само по себе запамятование поведения в состоянии алкогольного опьянения не является квалифицирующим признаком, какого – либо психического расстройства, а отражает тяжесть алкогольной интоксикации и часто встречается у лиц злоупотребляющих спиртными напитками.

Вопрос о назначении наказания решен правильно, судом учтены обстоятельства, предусмотренные ст. 60 УК РФ, обосновывающие наказание в виде лишения свободы. С учетом тяжести совершенного преступления, обстоятельств его совершения, судебная коллегия не считает назначенные наказание чрезмерно строгим.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Рославльского городского суда Смоленской области от 07 декабря 2010 г. в отношении Александрова Д.А. оставить без изменения, а его кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий: В.А. Авхимов

Судьи: Т.А. Фурман

Н.В. Журкова

Копия верна:

Судья Смоленского областного суда Т.А. Фурман