Обвинительный приговор суда признан законным, обоснованным и справедливым, жалоба - оставлена без удовлетворения.



Судья Шабанова В.А. Дело № 22 – 758

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2011 года г. Смоленск

Судебная коллегия по уголовным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Курпас М.В.,

судей Коваленко О.Ю., Журковой Н.В.,

при секретаре Великановой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Седлецкого С.В. в защиту интересов осужденного Баринова В.И. на приговор Починковского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2010 года, которым:

Баринов В., <....> ранее не судимый,

осужден по ч. 2 ст. 264 УК РФ к 2 годам лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами на срок 2 года 10 месяцев;

на основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 4 года.

Наказание в виде лишения права управлять транспортным средством, постановлено испол­нять самостоятельно.

На осужденного судом возложена обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного.

Меру пресечения Баринову В.И. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлено ооставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Рассмотрены заявленные по делу гражданские иски.

Решена судьба вещественных доказательств по делу.

Заслушав доклад судьи областного суда Курпас М.В., выступления адвоката Седлецкого С.В. и осужденного Баринова В.И., поддержавших доводы кассационных жалоб и просивших приговор отменить, выступления представителя потерпевшего М.Н. – адвоката Кузнеченко О.И. и прокурора Фомичева Н.Н., полагавших необходимым приговор суда оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката Седлецкого С.В. – без удовлетворения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

По приговору суда Баринов В.И. признан виновным в нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, в состоянии алкогольного опьянения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшим М.Н. и О..

Преступление совершено (дата) в ... при обстоятельствах, изложенных в описательной части приговора.

В судебном заседании Баринов В.И. вину не признал.

В кассационной жалобе адвокат Седлецкий С.В. просит приговор суда отменить в связи с тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение со стадии предварительного слушания. По мнению автора жалобы, ключевым моментом вины является в данном случае определение того, на чьей полосе движения произошел контакт транспортных средств. Подробно анализируя в жалобе обстоятельства произошедшего дорожно-транспортного происшествия, показания потерпевшего М.Н., Баринова В.И., эксперта М. отмечает следующее. Согласно схеме дорожно-транспортного происшествия и протоколу осмотра места происшествия: автомобиль <....> (под управлением Баринова В.И.) от контакта развернуло на 180 градусов в противоположную сторону направления его движения и автомобиль полностью после остановки находится на своей полосе движения, а автомобиль <....> (под управлением М.Н.) после контакта расположен задней частью на обочине своей полосы движения в разрыве ограждения за его границей на 30 см., а передней частью незначительно на проезжей части перпендикулярно оси проезжей части. С учетом указанного расположения автомобилей на дороге после происшествия считает необоснованными и выражает несогласие с выводами эксперта М. о том, что столкновение автомобилей произошло на полосе движения автомобиля <....> (под управлением потерпевшего М.Н.), в наиболее широком месте разбросов осколков, в связи с чем именно Баринову В.И. вменено нарушение правил дорожного движения. Обращает внимание, что эксперт М., допрошенный в судебном заседании, не смог объяснить, каким образом при столкновении полностью на полосе движения автомобиля <....> (под управлением М.Н.), автомобиль <....>(под управлением Баринова В.И.) оказался на своей полосе движения. Данное обстоятельство вызывает сомнения в выводах эксперта М.. Считает, что суд необоснованно, не указав причин, отнесся критически к выводам специалиста Ю., считающего, что столкновение автомобилей произошло на полосе движения автомобиля <....> (под управлением Баринова В.И.).

Учитывая наличие противоречий и неточностей в выводах эксперта М., автор жалобы утверждает, что столкновение автомобилей произошло на полосе движения автомашины <....> (под управлением Баринова В.И.), выводы эксперта М., которые суд положил в основу приговора, ошибочны. По мнению адвоката, пассажиры автомашины М.Н. не могли дать показаний, отличных от показаний М.Н.. Также считает необоснованным критическое отношение суда к показаниям <....> А. и К. в части отсутствия колейности, поскольку её отсутствие подтверждается фотографиями, имеющимися в деле на л.д.: 26-27.

В возражениях заместитель прокурора Починковского района Смоленской области Барсуков А.В. указывает, что приговор в отношении Баринова В.И. является законным, обоснованным и мотивированным, а кассационная жалоба защитника Седлецкого С.В. подлежит оставлению без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 379 УПК РФ, влекущих отмену либо изменение приговора, не усматривается.

Выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела и подтверждаются совокупностью непосредственно исследованных в суде и подробно приведенных в приговоре доказательств, получивших надлежащую оценку.

Так, виновность Баринова В.И. при установленных судом и приведенных в описательной части приговора обстоятельствах подтверждается, в частности показаниями потерпевшего М.Н. о том, что (дата) , он совместно со своими знакомыми Б.А. и О. на автомашине «<....> выехал из д. ... в .... Б.А. сидел на переднем пассажирском сидении, а О. - на заднем. Он и Б.А. были пристегнуты ремнями безопасности. Автомобиль под его управлением двигался со скоростью около 60 км/ч. Практически на выезде с терри­тории <....>, на расстоянии 40-50 м от его автомобиля, он увидел как из-за возвы­шенности (подъема) по его полосе движения, точнее по центру проезжей части автодо­роги, по колеям движения в попутном и встречном направлениях, навстречу его авто­мобилю двигался автомобиль марки <....> серебристого цвета. Автомобиль <....> въезжал в гору, и его не было заметно. После этого, не меняя полосы дви­жения, он плавно, а затем резко нажал на педаль тормоза автомобиля, успев сказать «что он творит...». Водитель автомобиля марки <....> не пытался выехать на свою полосу движения, двигаясь навстречу, после чего на его (М.Н.) поло­се произошло столкновение автомобилей левыми передними сторонами. Считает, что столкновение произошло по вине водителя автомашины марки <....> так как последний, в условиях плохой видимости, выехал на его полосу движения.

Кроме того, виновность Баринова В.И. подтверждается показаниями: потерпевшей О. о том, что (дата) она совместно со своими знакомыми Б.А. и М.Н. на автомашине «<....> под управлением последнего выехали из д. ... в .... Двигались со скоростью, не превышавшей 80 км/ч, в населенных пунктах 40-60 км/ч., с включенным светом фар, по своей правой полосе движения, при этом они ника­ких транспортных средств не обгоняли. В момент столкновения почувст­вовала сильный удар, на время потеряв сознание. В результате происшествия ей причинен тяжкий вред здоровью; свидетеля Б.А., согласно которым в районе <....> они двигались на автомашине под управлением М.Н. со скоростью около 50 км/ч. Поднялись на вершину горы, и он увидел в 10-12 метрах движущуюся по центру проезжей части ав­тодороги, по колеям движения в попутном и встречном направлениях, навстречу их ав­томобилю автомашину <....> Автомобиль никуда не пытался перестроиться. М.Н. сначала плавно, а затем резко затормозил, сказав: «что он творит...», но произошло столкновение, и он почувствовал сильный удар, потерял сознание; свидетеля С. о том, что на месте дорожно-транспортного происшествия ав­томашина <....> находилась на обочине, а <....> стоял на середине доро­ги, ближе к полосе движения М.Н.. Со слов самого М.Н. ей известно, что он двигался по своей полосе движения со скоростью около 60 км/ч, ничего не нарушал, и увидел, как водитель автомашины <....> ехал по полосе его движения, после чего он (М.Н.) стал тормозить, сказав пассажирам «что творит...», но произошло столкновение; свидетеля Б. о том, что со слов участников происшествия автомашина, в которой находился её брат – Б.А., под управлением М.Н. ехала по своей полосе, а водитель <....> выскочил навстречу; показаниями свидетелей А., К., согласно которым они выезжали на место дорожно-транспортного происшествия, где автомашина «<....> находилась на своей полосе в сторону г. Смоленска, <....> на своей полосе развернута в противоположном направлении, задняя часть автомобиля находилась возле металлического отбойника. Осыпание осколков имелось возле обеих автомашин, которые имели сильные повреждения со стороны водите­лей; показаниями эксперта М., подтвердившего выводы, сделанные им в заключении автотехнической экспертизы и пояснившего в суде, что столкновение автомобилей произошло на половине проезжей части, предназначенной для движения транспортных средств в направлении г. Смоленск, то есть на полосе движения автомобиля <....> и явно не на полосе движения автомобиля <....> под управлением Баринова В.И.; оглашенными показаниями свидетеля Т. (т. 1 л.д. 219-220); показаниями свидетеля Е., а также письменными материалами дела, в частности данными, зафиксированными в протоколах осмотра места происшествия со схемой и фототаблицей от (дата) (т. 1 л.д. 21-37), от (дата) (т. 1 л.д. 39-43) – участка автодороги ... в протоколах осмотра вещественных доказательств – автомашины <....>, серого цвета (т. 1 л.д. 44-51), автомашины <....>, бежевого цвета, гос. рег. знак <....> (т. 1 л.д. 52-59); выводами заключения автотехнической экспертизы № (т. 1 л.д. 76-81), согласно которым исходя из формы, вида, расположения и локализации технических повреждений автомашин установлено, что место столкновения авто­мобиля <....> под управлением водителя М.Н. расположено на половине проезжей части, предназначенной для движения транс­портных средств в направлении г. Смоленск в районе осыпания осколков стекол и обломков деталей транспортных средств. Механизм дорожно-транспортного происшествия представляется следующим образом: автомобиль <....> под управлением водителя Баринова В.И., двигаясь в сторону ..., выехав на поло­вину проезжей части, предназначенную для движения транспортных средств встречно­го направления, совершил встречное столкновение своей левой передней частью с ле­вой передней частью автомобиля <....>, гос.рег.знак <....>, под управлени­ем водителя М.Н. под углом около 180° между продольными осями транспортных средств с перекрытием передних частей автомобилей около 50%, после которого автомобили были отброшены с разворотом против часовой стрелки каждого на некоторое расстояние до полной остановки. Водитель автомобиля <....> Баринов В.И. мог иметь техническую возможность избежать столкновения с автомобилем <....>, под управлением водителя М.Н. путем сохране­ния прямолинейной траектории движения автомобиля <....> в пределах своей по­ловины проезжей части. Действия водителя автомобиля <....> Баринова В.И. не соответствовали требованиям п. 9.10 Правил дорожного движения РФ с учетом требований п. 1.4 Правил дорожного движения РФ и требований п.9.1 Правил дорожного движения РФ и требованиям п. 1 Приложения 2 Правил дорожного движения РФ (в отношении дорожной разметки 1.1 Правил дорожного движения РФ); выводами заключения судебно-медицинской экспертизы № (т. 1 л.д. 92-93), согласно которым у М.Н. диагностированы телесные повреждения: оскольчатый перелом диафиза левого бедра в верхней трети, переломы 1, 2, 5 плюсневых костей правой стопы, рана подбородка, кровоподтеки правой стопы, ссадины левого коленного сустава, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью; выводами заключения судебно-медицинской экспертизы № (т. 1 л.д. 102-103), согласно которым О. причинены повреждения: закрытый оскольчатый пере­лом левого бедра в средней трети, две раны верхней губы, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью; выводами заключения судебно-медицинской экспертизы № (т. 1 л.д. 112-113), согласно которым у Б.А. диагностированы телесные повреждения: ушиб головного моз­га, субарахноидальное кровоизлияние, раны лица, шеи, перелом наружной стенки ле­вой лобной пазухи, квалифицирующиеся как вред здоровью средней тяжести и другими доказательствами, изложенными в приговоре.

На основании анализа совокупности имеющихся по делу доказательств суд обоснованно пришел к выводу об их достаточности для разрешения вопроса о виновности Баринова В.И., установления причинной связи между допущенными нарушениями Бариновым В.И. правил дорожного движения и произошедшим дорожно-транспортным происшествием, в результате которого М.Н., О. были причинены тяжкие телесные повреждения, Б.А. – вред здоровью средней тяжести.

Все непосредственно исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства в приговоре суда приведены, получили оценку и обоснованно признаны допустимыми. Оснований для оговора Баринова В.И. со стороны потерпевших, свидетелей не установлено.

Приводимые стороной защиты доводы о том, что столкновение автомашин произошло на полосе движения автомашины <....> под управлением Баринова В.И., что ставит под сомнение вывод о виновности последнего, суду первой инстанции были известны, проверялись им и обоснованно отвергнуты, как опровергающиеся совокупностью собранных доказательств, в том числе и вышеизложенных. С выводами суда первой инстанции в этой части судебная коллегия соглашается.

В частности одним из доказательств, подтверждающих, что именно Бариновым В.И. были нарушены правила дорожного движения, обоснованно признано оспариваемое адвокатом Седлецким С.В. заключение проведенной по делу автотехнической экспертизы №, содержащее выводы о том, что действия водителя автомобиля <....> Баринова В.И. не соответствовали требованиям п. 9.10 Правил дорожного движения РФ с учетом требований п. 1.4 Правил дорожного движения РФ и требований п.9.1 Правил дорожного движения РФ и требованиям п. 1 Приложения 2 Правил дорожного движения РФ (в отношении дорожной разметки 1.1 Правил дорожного движения РФ).

С доводами стороны защиты в жалобе о необоснованности, наличии неточностей и противоречий, ошибочности выводов эксперта М., сделанных в заключении автотехнической экспертизы № согласиться нельзя. Выводы эксперта, как правильно указано судом в постановленном приговоре, полны, ясны и полностью соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу, согласуются с имеющимися доказательствами, показаниями потерпевшего М.Н., свидетеля Б.А. о том, что происшествие произошло по вине Баринова В.И., выехавшего на своем автомобиле на встречную полосу движения и другими доказательствами.

Ссылки в кассационной жалобе на заключение эксперта Ю., сделавшего выводы о том, что столкновение произошло на полосе движения автомобиля под управлением Баринова В.И., судебная коллегия также находит неубедительными. Судом первой инстанции непосредственно исследовалось заключение эксперта Ю., в приговоре проанализированы выводы данного эксперта и обоснованно признаны несостоятельными с приведением мотивированных суждений.

Судебная коллегия соглашается с оценкой, данной судом собранным по делу доказательствам и оснований для дачи им иной оценки не усматривает.

Утверждения в кассационной жалобе о критическом отношении к показаниям <....> А. и К., по мнению судебной коллегии, не нашли подтверждения.

Юридическая квалификация действий Баринова В.И. является верной.

При назначении осужденному наказания суд в полной мере учел общие начала назначения наказания, указанные в ст. 60 УК РФ, тяжесть и общественную опасность совершенного преступления, данные о личности виновного, исключительно положительные, отсутствие как смягчающих, так и отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначаемого наказания на исправление Баринова В.И. и на условия жизни его семьи.

С учетом всех значимых обстоятельств суд обоснованно пришел к выводу о возможности исправления виновного в условиях, не связанных с изоляцией его от общества и применил к Баринову В.И. условное осуждение. При этом суд верно применил в отношении Баринова В.И. дополнительное наказание, связанное с лишением права управления транспортным средством.

Решение суда в части разрешения гражданских исков подробно мотивировано в описательно-мотивировочной части приговора, принято в соответствии с положениями закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Приговор Починковского районного суда Смоленской области от 14 декабря 2010 года в отношении Баринова В. оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Седлецкого С.В. в защиту интересов осужденного – без удовлетворения.

Председательствующий: Курпас М.В.

Судьи: Коваленко О.Ю.

Журкова Н.В.