об оспаривании решений органов местного самоуправления



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

8 октября 2010 г. г. Смоленск

Президиум Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего – Струженкова А.Ф.,

Членов Президиума – Авхимова В.А., Вислогузовой Г.Н., Калинина Д.Д., Перова А.Е., рассмотрев дело по заявлению Заруева П.П., Салынкина Н.М., Азаренкова А.А. о признании незаконным решения Совета депутатов Муниципального образования Мушковичское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области № 9 от 14 сентября 2010 г. по представлению прокурора Смоленской области на кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5 октября 2010 г.,

у с т а н о в и л:

Заруев П.П., Салынкин Н.М., Азаренков А.А. обратились в суд с заявлениями об оспаривании решения Совета депутатов Муниципального образования Мушковичское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области № 9 от 14 сентября 2010 г., ссылаясь на то, что решением Совета депутатов № 5 от 25 июня 2010 г. утверждена схема многомандатного избирательного округа № 1 для проведения выборов депутатов в Совет депутатов и Главы МО Мушковичское сельское поселение. Решением № 6 от 21 июля 2010 г. утверждена схема образования многомандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов в Совет депутатов, по выборам Главы муниципального образования по единому избирательному округу. Решением № 06 от 21 июля 2010 г. выборы депутатов в Совет депутатов и Главы муниципального образования назначены на 10 октября 2010 г. Оспариваемым решением были отменены указанные решения № 5, № 6, № 06 и решено провести выборы депутатов и Главы муниципального образования 14 марта 2011 года, продлить до новой даты выборов срок полномочий Совета депутатов и Главы муниципального образования Мушковичское сельское поселение.

Определением Ярцевского городского суда от 17 сентября 2010 г. дела по заявлениям Заруева П.П., Салынкина Н.М., Азаренкова А.А. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Определением этого же суда от 22 сентября 2010 г. производство по делу по заявлению Азаренкова А.А. прекращено в связи с его отказом от заявленных требований.

Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 сентября 2010 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Совета депутатов Муниципального образования Мушковичское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области по принятию решения № 9 от 14.09.2010 г. в части отмены решения № 06 от 21.07.2010 г. в части назначения выборов депутатов в Совет депутатов Мушковичского сельского поселения, а также в части отмены решения № 5 от 25.06.2010 г. и решения № 6 от 21.07.2010 г. в части утверждения схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов в Совет депутатов Мушковичского сельского поселения. Отменено решение № 9 от 14.09.2010 г. в части отмены решений № 06 от 21.07.2010 г., № 5 от 25.06.2010 г., № 6 от 21.07.2010 г. в указанных частях.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5 октября 2010 г. решение районного суда отменено. По делу принято новое решение об отказе Заруеву П.П., Салынкину Н.М. в удовлетворении заявленных требований.

В представлении прокурор Смоленской области поставил вопрос об отмене кассационного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции в связи с существенным нарушением судом второй инстанции норм материального права.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.

Заявитель Салынкин Н.М. в судебное заседание не явился, направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав доклад судьи Калининой А.В., заслушав объяснения первого заместителя прокурора Смоленской области Лосева В.В. в поддержание доводов представления, объяснения Заруева П.П. и его представителей - Голубцова А.Н. и Карнюшиной Т.П., поддержавших представление прокурора, объяснения представителя Совета депутатов Мушковичского сельского поселения – Трандина А.И., возражавшего против доводов представления, проверив материалы дела и доводы представления, Президиум находит необходимым оспариваемое судебное постановление суда кассационной инстанции отменить и оставить в силе решение районного суда, поскольку судом кассационной инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов (ст.387 ГПК РФ).

В силу ст.9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. выборы указанных в п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Названным законом определены дни, в которые проводятся выборы, а именно: второе воскресенье марта или второе воскресенье октября (ст. 10).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из истечения срока полномочий действующего Совета депутатов Мушковичского сельского поселения в сентябре 2010 года, отсутствия законных оснований для переноса даты выборов и нарушения оспариваемым решением избирательных прав заявителей.

Суд второй инстанции посчитал этот вывод районного суда неправильным, ссылаясь на наличие законодательной возможности продления не более чем на один год сроков полномочий органов местного самоуправления, осуществляемого принятием нормативного правового акта органа местного самоуправления, в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления одного и того же муниципального образования (ст. 82 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Между тем, этот вывод суда кассационной инстанции является ошибочным, поскольку указанная норма действует только в переходный период до завершения муниципальной реформы, поэтому мнение суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований было правильным.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 82 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ допускается не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования:

на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации;

на выборах в органы местного самоуправления одного и того же муниципального образования;

на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Выборы в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть проведены до 1 ноября 2005 года.

Аналогичная норма предусмотрена и Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 10.05.2007 г.) «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 84).

Исходя из правового анализа указанных норм в их взаимосвязи следует, что совмещение муниципальных выборов посредством продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления и проведение их не позднее 1 ноября 2005 г. имеет целью синхронизировать переход системы местного самоуправления в обновленный правовой статус и представляет собой временную меру, рассчитанную только на переходный период муниципальной реформы для организации местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона о местном самоуправлении и проведения выборов в органы местного самоуправления в переходный период с учетом местных условий.

Таким образом, продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления одного и того же муниципального образования на основании нормативно-правового акта органа местного самоуправления допускалось только до 1 ноября 2005 года. После 1 ноября 2005 года продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления допускается на основании нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 82 Федерального закона № 67-ФЗ.

Кроме того, доводы судебной коллегии о том, что оспариваемым актом Совета депутатов не нарушены права заявителей, являются ошибочными.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Перенос даты выборов нарушает права заявителей Салынкина Н.И. – быть избранным депутатом Совета, а Заруева П.П. – избирать, поскольку сроки проведения выборов установлены законом.

Кроме того, судебной коллегией не учтено, что избирательная комиссия осуществляет свою работу, проведена регистрация кандидатов, заказаны избирательные бюллетени и, таким образом, осуществляется подготовка к выборам.

В связи с этим вывод кассационной инстанции о наличии законных оснований для принятия оспариваемого решения № 9 от 14.09.2010 г. о совмещении выборов депутатов Совета и Главы муниципального образования с продлением срока полномочий Совета депутатов до новой даты выборов, назначенных на 14 марта 2011 года, является фундаментальной ошибкой, поскольку представляет собой существенное нарушение норм материального права, не только повлиявшее на исход дела, но и без устранения которого невозможно восстановление нарушенных избирательных прав заявителей, поэтому постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения районного суда.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум,

П о с т а н о в и л:

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5 октября 2010 г. отменить и оставить в силе решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 сентября 2010 года.

Председательствующий Президиума

Смоленского областного суда А.Ф. Струженков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200