ПОСТАНОВЛЕНИЕ президиума Смоленского областного суда г. Смоленск 09 ноября 2011 года Президиум областного суда в составе: Председательствующего Войтенко В.П., Членов президиума Авхимова В.А., Калинина Д.Д., Струженкова А.Ф., Перова А.Е., Корбачёва В.Ф., Вислогузовой Г.Н., Коршуновой Л.А., По докладу судьи Сухарева Г.П., рассмотрев дело по определению судьи Смоленского областного суда Сухарева Г.П. от 17 октября 2011 года о передаче дела по иску Аксютина В.Е. к Военному комиссариату Смоленской области о перерасчете пенсии для рассмотрения по существу и надзорной жалобы Военного комиссариата Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 июня 2011 года, Установил: Аксютин В.Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области о перерасчете пенсии, сославшись на то, что является ветераном боевых действий, получает пенсию Министерства обороны РФ, которая была исчислена ему в номинальном размере, в то время как на основании пункта «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» пенсия ветеранам боевых действий назначается в повышенном размере. Произвести перерасчет пенсии в добровольном порядке ответчик отказался. Представитель Военного комиссариата Смоленской области Городничев Ю.М. иск не признал, указав, что в соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» право на пенсию в повышенном размере имеют не все ветераны боевых действий, а только те из них, кто принимал участие в боевых действиях на определенных территориях. Перечень этих территорий определен Постановлением Правительства РФ от 26.12.1986 № 896 «О зонах вооруженных конфликтов». Истец получил статус ветерана боевых действий в связи с прохождением военной службы в апреле 1995 года в Республике Северная Осетия-Алания, однако территория данной республики входила в зону вооруженных конфликтов только в период с октября по ноябрь 1992 года. Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2011 года исковые требования Аксютина В.Е. удовлетворены: постановлено обязать Военный комиссариат Смоленской области выплачивать Аксютину В.Е. с 10 февраля 2011 года пенсию с учетом повышения, предусмотренного подп. «г» ст.45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-I, а также в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 4000 руб. В остальной части иска отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 июня 2011 года решение районного суда оставлено без изменения. В надзорной жалобе Военный комиссариат Смоленской области просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить. 12 октября 2011 года дело истребовано в Смоленский областной суд. Определением судьи Смоленского областного суда Сухарева Г.П. от 17 октября 2011 года дело передано в суд надзорной инстанции – президиум Смоленского областного суда для рассмотрения по существу. Заслушав доклад судьи Сухарева Г.П., президиум находит решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 июня 2011 года подлежащими изменению, поскольку существенное нарушение судом норм процессуального права привело к неправильному разрешению дела (ст. 387 ГПК РФ). Из материалов дела усматривается, что Аксютин В.Е. проходил службу в качестве члена воздушного экипажа в подразделениях военно-транспортной авиации Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 декабря 1994 года в период с 28 февраля по 1 марта 2001 года выполнял специальные задачи в зоне разоружения бандформирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа; на основании Постановления Правительства РФ от 09.12.1994 № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации …» принимал участие в боевых действиях, в связи с чем получал льготы и компенсации, установленные приказами Министра обороны РФ № 285 1993 года и № 133 1994 года; после увольнения со службы ему назначена пенсии по нормам Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …». Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказа командира 103 Гвардейского военно-транспортного авиационного полка № 242 от 28 декабря 2001 г. (л.д. 30); выпиской из приказа начальника 619 военного представительства Минобороны РФ № 29 от 23 марта 2006 г. (л.д. 8). Аксютин В.Е. имеет выданное 13 июня 2006 года от имени Министерства обороны РФ за подписью генерал-лейтенанта П.Ерохина удостоверение Серия БК № 0662498 о праве на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 5). Названные льготы, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 09.12.2010 г.), предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 09.12.2010) к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. В силу пункта «г» статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 названного Закона. Проанализировав исследованные доказательства в их совокупности, суды первой и кассационной инстанции пришли к правильному выводу о том, что Аксютин В.Е. имеет право на исчисление пенсии с учетом повышения, предусмотренного подп. «г» ст.45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. № 4468-I. Доводы надзорной жалобы относительно необоснованности судебных решений в вышеназванной части несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и служить основаниями для отмены в порядке надзора судебных постановлений, поскольку суд надзорной инстанции правом переоценки доказательств не наделен. Между тем, доводы надзорной жалобы о необоснованности взыскания с Военного комиссариата Смоленской области государственной пошлины в доход федерального бюджета заслуживают внимания. В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с Положением о Военных комиссариатах (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132 Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота). Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ (утвержденного Указом Президента РФ N 1357 от 11.11.1998 г.) Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти. При таких обстоятельствах у суда не имелось законных оснований для взыскания государственной пошлины с Военного комиссариата Смоленской области. С учетом изложенного, имеются основания для изменения решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2011 года и кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 июня 2011 года. Руководствуясь ст. ст. 386, 388 ГПК РФ, президиум Постановил: Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2011 года и кассационное определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 июня 2011 года изменить. Исключить из резолютивной части решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2011 года указание о взыскании с Военного комиссариата Смоленской области в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4000 руб. Резолютивную часть кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 июня 2011 года изложить в следующей редакции: Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2011 года изменить, исключив из его резолютивной части указание о взыскании с Военного комиссариата Смоленской области в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4000 руб. В остальной части решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 19 апреля 2011 года и кассационное определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 июня 2011 года оставить без изменения. Председательствующий президиума Смоленского областного суда В.П. Войтенко