РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2010 года г.Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Козловой А.А.,
с участием прокурора - Афанасьевой 'Г.В.,
при секретаре - Новиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Киреевой Ольги Николаевны об определении срока назначения выборов депутатов Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва,
установил:
Киреева О.Н. обратилась в суд с заявлением об определении срока назначения выборов депутатов Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва, ссылаясь на то, что данный представительный орган сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений в нарушение требований ч.2 ст.20 Устава МО «Ярцевский район» и действующего законодательства, в связи чем просит:
1. признать формирование Ярцевского районного Совета депутатов из глав поселений и депутатов поселений нарушающим ее права избирать и быть избранной, гарантированные Конституцией РФ и международными Конвенциями;
2. определить срок, не позднее которого должны быть назначены выборы депутатов Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва;
3. указать орган местного самоуправления или главу местного самообразования либо иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом л.д.99-101, т.1).
В судебном заседании Киреева О.Н. и ее представитель Киреев А.Н. поддержали изложенные выше требования.
Представитель Избирательной комиссии МО «Ярцевский район» и Глав муниципальных образований (далее - МО) Ярцевского городского поселения, Капыревщинского, Кротовского, Миропольского, Михейковского, Петровского, Подрощинского, Репинского, Суетовского сельских поселений Голубцов А.Н. просил отказать в удовлетворении заявления, считая его необоснованным.
Представитель Главы МО Мушковичского сельского поселения Карнюшина Т.П. требование не признала, утверждая, что формирование Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений осуществлено в установленном законом порядке.
Заслушав объяснения заявителя Киреевой О.Н. и ее представителя Киреева А.Н., представителей заинтересованных лиц - Голубцова А.Н. и Карнюшиной Т.П., исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Афанасьевой Т.В. об отказе в удовлетворении требований, суд приходит к следующему.
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от 26.11.1996г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи, принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления. .. не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.
Ярцевский районный Совет депутатов состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (ч.2 ст.20 Устава МО «Ярцевский район»,л.д.68, т.1).
В связи с истечением 26.12.2009г. срока полномочий депутатов Ярцевского районного Совета депутатов третьего созыва избирательная комиссия МО «Ярцевский район» (далее - избирательная комиссия) постановлением от 28.09.2009г. № 18/65 определила единый избирательный округ, по которому избираются депутаты, и схему трехмандатного и четырехмандатного избирательных округов, включая ее графическое изображение л.д.6-7, т.1).
Решением Ярцевского районного Совета депутатов от 28.11.2009г. № 115 были утверждены схемы трехмандатного и четырехмандатного избирательных округов для проведения выборов указанного Совета депутатов четвертого созыва л.д.8-10, 85, т.1).
Постановлениями избирательной комиссии от 12.11.2009г. №№ 19/66 и 19/67 сформированы окружные избирательные комиссии для избирательных округов №№ 1, 2 и их персональный состав л.д.13-14, т.1).
Вопрос о назначении выборов депутатов был рассмотрен 02.12.2009г. на заседании комитета Ярцевского районного Совета депутатов по законности и правопорядку и принято решение: рекомендовать данному Совету назначить выборы на 14.03.2010г. и этот вопрос (о назначении выборов) внести на очередное 56-е заседание Ярцевского районного Совета депутатов третьего созыва 23.12.2009г. л.д.2-5, т.2).
23.12.2009г. заседание Ярцевского районного Совета депутатов не состоялось из-за отсутствия кворума, необходимого для принятия решения, и вопрос о назначении выборов в соответствии с п.2 ч.4 ст.35 Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» рассмотрен не был.
26.12.2009г. Ярцевский районный Совет депутатов четвертого созыва был сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений.
Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушений требований действующего законодательства при формировании названного Совета депутатов путем представительства не допущено.
В силу ч.4 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных 27.12.2009г. ФЗ № 365, вступивших в силу с 01.01.2010г.) (далее - ФЗ № 131) представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Частью 5 статьи 35 ФЗ № 131 определено, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.
Абзацем 2 ч.5 ст.35 ФЗ № 131 установлено, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.
Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.
Судом установлено, что решением Совета депутатов Капыревщинского сельского поселения от 1505.2009г. № 10, опубликованным 19.05.2009г. в районной газете «Вести Привопья», была выдвинута инициатива о формировании Ярцевского районного Совета депутатов из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, указана предлагаемая норма представительства и день начала работы сформированного представительного органа муниципального района, которым определен следующий день после истечения срока полномочий действующего состава представительного органа л.д.83-84, т. 1;л.д.12-21, т.2).
МО «Ярцевский район» в соответствии с Законом Смоленской области от 28.12.2004г. № 139 «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их соответствующим статусом» состоит из 12 поселений, из которых: 1 — городское, 11 —сельских.
Указанная инициатива формирования Ярцевского районного Совета депутатов была поддержана 10 из 12 представительных органов поселений, входящих в состав МО «Ярцевский район»: 21.05.2009г. - Львовского, 11.12.2009г. - Петровского, 14.12.2009г. -Зайцевского, Кротовского, Миропольского, Михейковского, Мушковичского, Подрощинского, Репинского, Суетовского сельских поселений л.д.86, 170-173, т.1;л.д.ЗЗ-36, 37-39, 43-46, 48, 53-56, 59-61, 69-70, 72-75, 80-81, 95-96, 98-102, т.2).
Решениями Советов депутатов сельских поселений: 14.12.2009г. - Зайцевского, Миропольского, Подрощинского, Репинского, 15.12.2009г. - Мушковичского и Петровского, 16.12.2009г. - Капыревщинского, Львовского, Михейковского, 17.12.2009г. - Кротовского, Суетовского, 25.12.2009г. - Ярцевского городского поселения в состав Ярцевского районного Совета депутатов были делегированы по одному депутату от каждого представительного органа перечисленных поселений л.д.87, 174, т.1; 22-23, 32, 40-41,43-44,47, 57-58, 59, 62, 71,76-77, 79, 80, 82, 97, 103-104, т.2).
Информация о формировании Ярцевского Совета депутатов четвертого созыва путем представительства в декабре 2009 года была доведена до сведения избирательной комиссии и жителей МО «Ярцевский район» л.д. 88-89, 163-164, т.1).
Указание в решении Совета депутатов Капыревщинского сельского поселения о назначении первого заседания сформированного Совета депутатов четвертого созыва полностью соответствует требованиям, изложенным в абз.2 ч.5 ст. 35 ФЗ № 131.
Поэтому ошибочны доводы заявителя и его представителя о нарушении Гращенковым К.А. - Главой Капыревщинского сельского поселения как своего Устава и Регламента, так и Устава и Регламента Совета депутатов МО «Ярцевский район».
26.12.2009г. состоялось первое заседание Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва, на котором из состава депутатов был избран Глава МО «Ярцевский район» (решение № 1) и одобрен проект решения о внесении изменений в Устав МО «Ярцевский район», назначены на 15.01.2010г. публичные слушания по нему, образован организационный комитет по проведению публичных слушаний по данному проекту (решение № 2) л.д. 105-112, т.2).
Эти решения опубликованы 30.12.2009г. в газете «Вести Привопья» л.д.90-92, т.1;л.д.113,т.2).
Утверждение Киреевой О.Н. и ее представителя Киреева А.Н. о том, что необходимо было вначале внести изменения в Устав МО «Ярцевский район», а потом уже формировать Ярцевский районный Совет депутатов путем представительства, свидетельствует об ошибочном толковании ими положений п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Требование о выдвижении инициативы о формировании представительного органа муниципального образования не позднее чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва введено Федеральным законом от 27.12.2009г. № 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", вступившим в этой части в силу с 01.01.2010г.
Исходя из изложенного, доводы заявителя и ее представителя о несоблюдении годичного срока при выдвижении указанной инициативы Советом депутатов Капыревщинского сельского поселения, признать убедительными нельзя.
В судебном заседании Киреева О.Н. и ее представитель Киреев А.Н. пояснили, что 5 представительных органов сельских поселений, поддержавших инициативу Совета депутатов Капыревщинского сельского поселения, впоследствии отменили ее. При такой ситуации, полагали, необходимо выдвижение новой инициативы.
Учитывая, что эту позицию они ничем не аргументировали, а в Законе (ФЗ № 131) отсутствуют какие-либо указания на этот счет, то суд находит ее несостоятельной.
Более того, как излагалось выше, соответствующая инициатива повторно поддержана представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района.
Бездоказательными являются утверждения заявителя и ее представителя о поддержке представительными органами поселений выдвинутой инициативы под влиянием, оказанным со стороны Главы МО «Ярцевский район» и Администрации Смоленской области.
Решение Совета депутатов Капыревщинского сельского поселения от 15.05.09г. подписано Гращенковым К.А. - Главой данного муниципального образования и опубликовано 19.05.09г. в газете «Вести Привопья» л.д.16-21, т.2).
В этой связи доводы Киреевой О.Н. об отсутствии подписи и необнародовании данного решения, не соответствуют действительности.
Учитывая, что упомянутое решение было опубликовано в средствах массовой информации, то нельзя признать состоятельным довод заявителя о нарушении процедуры, выразившейся в ненаправлении его (решения) муниципальным образованиям Ярцевского района и в Ярцевский районный Совет депутатов.
Кроме того, редакция ст.35 ФЗ № 131, действовавшая на тот период, не предусматривала такую процедуру, на соблюдении которой настаивает заявитель.
Представители заинтересованных лиц Голубцов А.Н. и Карнюшина Т.П. пояснили, что публичные слушания по проекту решения о внесении изменений в Устав МО «Ярцевский район» состоялись 15.01.2010г., данное обстоятельство Киреевой О.Н. и ее представителем Киреевым А.Н. не отрицалось.
Вместе с тем, представитель Главы Мушковичского сельского поселения Карнюшина Т.П. признала, что в установленном порядке внесенные в Устав изменения до настоящего времени не зарегистрированы, ссылаясь на длительность этой процедуры.
Однако это обстоятельство не влечет неправомочность действующего Совета депутатов Ярцевского района, сформированного в соответствии с законом.
Факт внесения 27.05.2009г. изменений в Устав МО «Ярцевский район», касающихся муниципальных выборов, избирательных систем, применяемых при проведении выборов, не может служить основанием, препятствующим формированию представительного органа МО «Ярцевский район» в соответствии с п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Ссылка Киреевой О.Н. на многочисленные нарушения, имевшие место при выдвижении Советом депутатов Капыревщинского сельского поселения инициативы по формированию Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва путем представительства и дальнейшей ее реализации (стандартный текст поддержки инициативы со стороны Советов депутатов поселений, описки в части указания дат и номеров решений, фамилий избранных депутатов и др.), свидетельствует о несогласии заявителя с принятыми представительными органами этих поселений решениями, которые до настоящего времени в установленном порядке и в определенные законно сроки не оспорены.
Деятельность Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва после сформирования не является предметом рассмотрения суда, в связи с этим доводы заявителя о незаконности принимаемых им решений не заслуживают внимания.
В судебном заседании Киреева О.Н. подтвердила, что, являясь жителем г.Ярцево, принимала участие в избрании депутатов представительного органа Ярцевского городского поселения, один из которых вошел в состав вновь сформированного Совета депутатов МО «Ярцевский район».
Следовательно, доводы заявителя о нарушении ее избирательных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными конвенциями, несостоятельны.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26.11.1996г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», для удовлетворения требования Киреевой О.Н. об определении срока назначения выборов депутатов Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Киреевой Ольге Николаевне в удовлетворении заявления об определении срока назначения выборов депутатов Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.А.Козлова