Судья Федоришин А.С. Дело № 33 – 2236
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего – Шаровой Т.А.,
судей – Зубаровской С.В., Козловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе Орешковой Ирины Сергеевны на определение судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 22 июня 2010 года,
установила:
Орешкова И.С. обратилась в Смоленский районный суд с требованием об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, указав, что Дата обезличена у нее родилась дочь – Орешкова Ксения. В соответствии с Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением «О назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» она имеет право на замену послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком, выплату соответствующего ежемесячного пособия. Письмом ГУ-Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее по тексту – Фонд) ей отказано в назначении и выплате такого пособия. Данный отказ считала необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства; просила признать его незаконным по правилам главы 25 ГПК РФ, обязав Фонд выплатить ей ежемесячное пособие за период с Дата обезличена по Дата обезличена
Определением судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 22 июня 2010 года заявление Орешковой И.С. возвращено за неподсудностью.
В частной жалобе Орешкова И.С. просит отменить определение, считая его незаконным и необоснованным.
Заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., проверив представленный материал исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как видно из представленного материала, Орешкова И.С. оспаривает отказ Фонда в выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с Дата обезличена по Дата обезличена
Поскольку Фонд не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, требование Орешковой И.С. подлежит рассмотрению в порядке искового производства с соблюдением правил подсудности при предъявлении данного иска.
Из положений ст.ст. 28-32 ГПК РФ следует, что возникший спор подлежит рассмотрению в суде по месту нахождения ответчика: ... то есть в Промышленном районном суде г. Смоленска. Обстоятельств, устанавливающих возможность предъявления данного иска по правилам альтернативной, договорной либо исключительной подсудности, не имеется.
С учетом изложенного судья правомерно возвратил заявление Орешковой И.С. ввиду неподсудности спора Смоленскому районному суду, разъяснив истице право ее обращения в Промышленный районный суд, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих».
Доводы жалобы о том, что Фонд имеет все признаки территориального органа, созданного федеральным органом исполнительной власти, чьи действия и решения могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ, основаны на неверном толковании вышеуказанного термина.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):
федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 204 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Свою деятельность Министерство здравоохранения и социального развития осуществляет на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, в п. 1, п. 2 которых указано, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, оно осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. В Фонд социального страхования Российской Федерации входят: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда (п.2 и п. 3 Положения о Фонде социального страхования РФ).
Таким образом, прямого указания в законе на то, что Фонд социального страхования РФ входит в структуру федеральных органов исполнительной власти РФ, не имеется. Напротив, из Положения о Фонде социального страхования РФ следует, что Смоленское региональное отделение входит в структуру Фонда социального страхования РФ, является его исполнительным органом.
Осуществление только координационных действий Министерством здравоохранения и социального развития РФ в отношении Фонда недостаточно для его причисления к структуре территориальных органов, созданных федеральном органом исполнительной власти.
Довод жалобы о том, что работники ГУ – Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ являются государственными служащими, чьи действия могут быть обжалованы, является несостоятельным, поскольку из смысла статьи 254 ГПК РФ следует, что в публичном производстве могут быть оспорены действия гражданского или муниципального служащего, работающего в органе государственной власти, органе местного самоуправления.
Ссылка в жалобе на наличие в названии Фонда слов «государственное учреждение» не может быть принята во внимание, поскольку такое указание подтверждает лишь статус Фонда как государственного органа; термины «государственный орган» и «орган государственной власти» не тождественны в своем толковании.
Определение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 374, 375 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 22 июня 2010 года оставить без изменения, а частную жалобу Орешковой Ирины Сергеевны – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: