Судья Хананеева В.В. Дело № 33-2505
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 августа 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Коршуновой Л.А.,
судей: Дмитриевой Г.И., Пудова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 29 июня 2010 года,
у с т а н о в и л а:
Слученкова Н.А. обратилась с иском к Администрации г. Смоленска, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении ей в собственность земельного участка № Номер обезличен, площадью 800 кв.м, расположенного в ..., ссылаясь на то, что является инвалидом и на основании п.п. 1 и 4 ст. 1 Закона Смоленской области № 23-з от 10.06.2003 года имеет право на однократное предоставление бесплатно земельного участка для индивидуального строительства. В 2007 году изготовленный ею проект границ указанного земельного участка был утвержден Администрацией г. Смоленска. Однако Департаментом ей было отказано в предоставлении спорного земельного участка, в связи с тем, что он располагается в территориальной зоне Р3, где возможно индивидуальное строительство при получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, которое у нее отсутствует. Такой отказ считала необоснованным, просила удовлетворить заявленные требования, а также взыскать с Департамента расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
Представитель ответчика – Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области – Герасименко В.А. иск не признал, указав, что согласно действовавшим на момент обращения Слученковой Н.А. (2007 год) Правилами землепользования и застройки г. Смоленска индивидуальное жилищное строительство в территориальной зоне Р3 (зона городских лесов и лесопарков) было возможно, в случае получения разрешения на условно разрешенный вид использования. Такое разрешение заявителем представлено не было, поэтому земельный участок ей не предоставлялся. В настоящее время в зоне Р3 индивидуальное жилищное строительство не допускается. Кроме того, в указанном месте находится санитарно-защитная зона предприятия ООО «СПХ Смолмясо», где строительство жилых домов запрещено.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, письменно суду сообщил, что спорный земельный участок находится в зоне Р3, в санитарно-защитную зону не попадает л.д.28).
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 29.06.2010 года Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязан предоставить Слученковой Н.А. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м, расположенный в пос. ..., в течение двух недель со дня представления Слученковой Н.А. кадастрового паспорта земельного участка. С Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Слученковой Н.А. взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что спорный земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставлен быть не может, так как располагается в санитарно-защитной зоне, где такое строительство прямо запрещено санитарными правилами. При этом орган, уполномоченный давать соответствующее заключение, – Управление Роспотребнадзора по Смоленской области – не был привлечен к участию в деле.
Заслушав доклад судьи Коршуновой Л.А., проверив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Согласно п. 4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10.06.2003 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность инвалидам, ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом – однократно.
Слученкова Н.А. имеет инвалидность и статус ветерана труда, ее право на однократное бесплатное предоставление земельного участка ответчик не оспаривает.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Законом Смоленской области от 08.02.2007 года № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» установлено, что с 01.04.2007 года распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области. Постановлениями Администрации Смоленской области от 29.04.2008 года и от 09.12.2008 года в качестве такого органа определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. До 01.04.2007 года полномочиями по распоряжению земельными участками в г. Смоленске обладала Администрация г. Смоленска.
Как следует из письма Администрации г. Смоленска от 07.03.2007 года в ответ на заявление Слученковой Н.А. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно ей было предложено представить проект границ земельного участка в целях дальнейшего предоставления участка в собственность л.д. 7).
Проект границ земельного участка, подготовленный МУП «Градостроительный кадастровый центр», площадью 800 кв.м. в пос. ... в марте-апреле 2007 года прошел необходимые согласования и постановлением Администрации г. Смоленска от 10.08.2007 года был утвержден л.д. 17).
Решением от 29.08.2008 года в предоставлении земельного участка истице отказано со ссылкой на его расположение в территориальной зоне РЗ, где возможно индивидуальное строительство лишь в случае получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка л.д. 8-9).
Согласно п.п. 1 и 2. ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 № 490 утверждены Правила землепользования и застройки г. Смоленска (далее Правила).
Как следует из сообщений Департамента, карты градостроительного зонирования территории г. Смоленска, являющейся приложением к Правилам, испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне Р3 л.д. 29).
Указанными выше Правилами было определено, что зона Р3 (зона городских лесов и лесопарков) включает лесные территории естественного происхождения в городской черте, активно используемые населением в рекреационных целях, любые виды и объемы строительства требовали согласования.
Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимается главой местной администрации.
Таким образом, в момент первоначального обращения истицы в зоне Р3 допускалось
индивидуальное жилищное строительство в качестве условно разрешенного вида
использования участка. Администрация г. Смоленска была уполномочена принимать решения о предоставлении земельных участков и предоставлять разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Разрешив формирование земельного участка, Администрация г. Смоленска тем самым разрешила вопрос о праве Слученковой Н.А. на приобретение данного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
На основании этого разрешения истица осуществляла процедуру оформления земельного участка в собственность. Действия Администрации по утверждению схемы расположения спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства следует расценивать как разрешение на условно разрешенный вид использования участка
Факт передачи полномочий по распоряжению земельными участками другому органу – Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области – не является препятствием к реализации ранее возникшего права. Потому действия Департамента, отказавшего в предоставлении земельного участка, нельзя признать правомерными. Кроме того, и в момент разрешения вопроса Департаментом (29.08.2008 года) в зоне Р3 допускалось жилищное строительство.
Из предоставленной ответчиком карты градостроительного зонирования также усматривается, что рядом с испрашиваемым участком № Номер обезличен в зоне Р3 имеются сформированные земельные участки, факт наличия которых ответчиком не опровергнут.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Смоленска для размещения санитарно-защитных зон предприятий I-V классов санитарной вредности устанавливается зона ПС.
Согласно схеме территориального зонирования спорный земельный участок находится в территориальной зоне Р3- рекреационной зоне (зона городских лесов и лесопарков), наличие санитарно-защитной зоны в районе его расположения не указано.
Данные обстоятельства также подтверждаются сообщением Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска от 21.06.2010 года л.д. 28).
При таком положении суд обоснованно признал требования Слученковой Н.А. подлежащими удовлетворению, возложив на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязанность предоставить истице спорный земельный участок в течение двух недель со дня предоставления Слученковой Н.А. кадастрового паспорта земельного участка.
Доводы жалобы о том, что судом сделан ошибочный вывод об отсутствии в районе расположения испрашиваемого земельного участка санитарно-защитной зоны, не могут быть приняты во внимание. В целях разрешения вопроса о возможности предоставления земельного участка Слученковой Н.А. Администрацией г. Смоленска направлялся запрос в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области. Согласно представленному истице ответу от 19.12.2008 года, на который ссылается ответчик в жалобе, сформированной в установленном законом порядке санитарно-защитной зоны ООО «СПХ Смолмясо» на тот момент не имелось. Не имеется соответствующих письменных доказательств и в настоящее время.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 29 июня 2010 года оставить без изменения, а жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: