об оспаривании решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы Адми



Судья Сычев А.А Дело № 33 – 2619

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2010 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: Коржакова И.П.,

Судей: Винеля А.В., Ивашневой Л.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» на решение Темкинского районного суда Смоленской области от 22 июня 2010 года,

УСТАНОВИЛА:

Федоров Н.М. обратился в суд с требованиями об оспаривании решения комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области от 8.06.2010 г. в части отказа в допуске его ко второму этапу конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области, указав, что 28.05.2010 г. подал документы в конкурсную комиссию, однако решением комиссии от 8.06.2010г., полученном 11.06.2010 года ему было необоснованно отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса на замещение должности Главы администрации МО «Темкинскии район» Смоленской области.

Указал, что решение нарушает его права и принято с нарушением норм федерального законодательства. Он отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на должность Главы Администрации. В нарушение закона, комиссия после обнаружения неполноты сведений и несоблюдения требований к оформлению поданных документов не известила его надлежащим образом об имеющихся недостатках в документах в установленный законом срок, чем лишила его возможности исправить допущенные недостатки. Извещение об имеющихся недостатках в поданных документах ему не направлялось. В решении об отказе ему в допуске ко второму этапу конкурса имеется ссылка на заключение рабочей группы. Само заключение рабочей группы датировано 8.06.2010г., то есть, проверка документов, а также сведений, содержащихся в них, произведена в день проведения первого этапа конкурса, что противоречит действующему федеральному законодательству и нарушает его права как кандидата. Поскольку решение конкурсной комиссии от 8.06.2010 г. принято с нарушением закона, просил суд признать его незаконным и отменить в части отказа в допуске его ко второму этапу конкурса на замещение должности главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области, а также обязать комиссию допустить его ко второму этапу конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области.

Представитель конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области от 8.06.2010 г. - Карнюшина Т.П. требования не признала, указав, что решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области о результатах первого этапа конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области, на основании которого Федоров Н.М. не допущен к участию во втором этапе конкурса, принято в соответствии с законодательством РФ и в рамках Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области. При проведении первого этапа конкурса на заседании конкурсной комиссии изучаются документы, представленные кандидатами, на предмет их соответствия законодательству РФ и соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность Главы Администрации, по итогам рассмотрения которых производится допуск кандидатов к участию во втором этапе конкурса. В нарушение требований федерального и областного законодательства, в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата Федорова Н.М., претендующего на замещение должности Главы администрации МО «Темкинский район» Смоленской области, отсутствует его подпись, подтверждающая достоверность и полноту сведений, уставленных в справке, что не позволяет идентифицировать данный документ. Кроме того, размер дохода за 2009 год указан 202 рубля, в то время как только размер должностного оклада 3328 рублей в месяц. Полагает, что отсутствие подписи в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Федорова Н.М. и его супруги говорит о том, что документы, представленные в конкурсную комиссию Федоровым Н.М., не соответствуют установленным требованиям, в результате чего кандидат не может быть допущен к участию во втором этапе конкурса. Дополнительно конкурсной комиссией было выявлено, что Федоров Н.М. представил не в полном объеме копии паспорта, трудовой книжки, военного билета. В связи с данными обстоятельствами рабочей группой конкурсной комиссии была дано заключение, что представленные заявителем документы и сведения не соответствуют законодательству РФ. По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных в конкурсную комиссию, последняя, учитывая заключение рабочей группы, 8.06.2010г. приняла обоснованное решение об отказе кандидату Федорову Н.М. в допуске ко второму этапу конкурса, с которым 11.06.2010 г. он был ознакомлен под роспись и получил копии указанного решения. Считала, что срок ознакомления Федорова Н.М. с решением комиссии не пропущен. Просила суд в удовлетворении заявленных требований Федорову Н.М. отказать.

Решением Темкинского районного суда Смоленской области от 22 июня 2010 года требования Федорова Н.М. удовлетворены. Решение комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области от 08.06.2010 года в части отказа в допуске Федорова Н.М. ко второму этапу конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области отменено.

Суд обязал комиссию по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, допустить Федорова Н.М. ко второму этапу конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области.

В кассационной жалобе представитель комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области Карнюшиной Т.П., возражения Федорова Н.М., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу положений статьи 17 ФЗ РФ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пунктов 5, 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, порядок проведения которого устанавливается представительным органом.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области (пункты 2,3 статьи 29.1) Решением Темкинского районного Совета депутатов от 24.03.2010 № 38 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области (далее - Положение ), которое опубликовано в районной газете «Заря» от 30 марта 2010 года № 25-26.

Темкинским районным Советом депутатов 14 мая 2010 года принято решение о конкурсе на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области, опубликованное 18 мая 2010 года.

По условиям конкурса он проводится в два этапа: первый этап - конкурс документов 08.06.2010 г.; второй этап -индивидуальное собеседование 16.06.2010 г.

Для проведения конкурса Темкинский районный Совет депутатов решением от 14.05.2010 № 54 образовал конкурсную комиссию по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области.

Решением конкурсной комиссии от 19.05.2010г. № 2 создана рабочая группа по проверке документов и сведений, представленных в конкурсную комиссию по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области.

Федоровым Н.М. 28.05.2010 г. были поданы в конкурсную комиссию документы, которые приняты секретарем конкурсной комиссии ФИО5 Факт подачи документов удостоверен записью в журнале приема документов и описью полученных документов.

Согласно заключению рабочей группы конкурсной комиссии от 8 июля 2010 г. документы и сведения, представленные Федоровым Н.М. в конкурсную комиссию, не соответствуют законодательству РФ по следующим основаниям: копии паспорта гражданина РФ, трудовой книжки, военного билета (представлены только отдельные страницы по выбору кандидата), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
не заверены (нет подписи кандидата), сведения являются заведомо недостоверными,
так как в разделе 2 справки доход за 2009 год указан в размере 202 руб., в то время
как размер должностного оклада главы МО составляет 3 328 руб., справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетней дочери кандидатом не заверены (нет подписи кандидата), сведения о доходах супруги кандидата являются недостоверными.

Решением комиссии от 8.06.2010г., принятом на основании заключения рабочей группы, заявителю отказано в участии во втором этапе конкурса на замещение должности Главы МО «Темкинский район» Смоленской области.

Решение получено Федоровым Н.М. 11 июня 2010 г.

Удовлетворяя заявленные Федоровым Н.М. требования, суд исходил из того, что ни рабочей группой, ни конкурсной комиссией не была предоставлена Федорову Н.М. возможность исправить недостатки при представлении документов в конкурсную комиссию, выразившиеся в отсутствии подписи, ошибки при заполнении справки о доходах. Суду не было представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении Федоровым Н.М. конкурсной комиссии заведомо недостоверных сведений о доходах личных и членов семьи, поскольку данные сведения рабочей группой не проверялись, документально ими не опровергнуты, в связи с чем нет оснований утверждать, что документы и сведения, представленные заявителем 28.05.2010 г. в конкурсную комиссию, не соответствуют законодательству РФ.

Суд посчитал, что суду не представлено конкурсной комиссией доказательств того, что непредоставленные листы ксерокопий документов несут какую-либо информацию, которую кандидат Фёдоров Н.М. хотел бы утаить, и которая имеет какое-либо правовое значение. Суд указал, что из решения конкурсной комиссии не видно, какие конкретно нормы права были нарушены заявителем, а также каким законодательным актом руководствовались члены комиссии, отказывая Федорову Н.М в участии во втором этапе конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области. Отсутствие же обращения Федорова Н.М. в конкурсную комиссию за разъяснениями о порядке представления документов не освобождает комиссию от обязанности обеспечить право граждан на равный доступ к замещению должности Главы Администрации МО «Темкинский район» Смоленской области в соответствии с их профессиональной подготовкой, способностями, стажем и опытом работы. Суд посчитал, что конкурсная комиссия нарушила п. 2.10. Положения о проведении конкурса, т.к. в данном пункте говорится об отказе гражданину в участии в конкурсе в связи с несвоевременным или неполным представлением документов без уважительной причины. Однако уважительность причины, неполного представления Фёдоровым Н.М. документов, как посчитала конкурсная комиссия, никем не проверялась.

При этом бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятым решением, суд, посчитав спор публичным, полностью возложил на комиссию.

С указанными выводами суда согласиться нельзя, так как они основаны на ошибочном понимании норм материального и процессуального права и не соответствуют материалам дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене в соответствии с пунктами 3, 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ.

Данный спор не носит характера публичного, так как вытекает из отношений, связанных с приемом на работу (службу), в котором бремя доказывания распределяется в соответствии с общими правилами части 1 статьи 56 ГПК РФ.

При этом из материалов дела не видно, что комиссией как представителем работодателя были ущемлены права Федорова Н.М.

Нормативно-правовыми актами на конкурсную комиссию не возложена обязанность оказывать помощь в составлении и комплектовании представляемых документов.

Согласно п.3.15 Положения секретарь конкурсной комиссии обеспечивает деятельность конкурсной комиссии, ведет делопроизводство, принимает и регистрирует поступившие в конкурсную комиссию документы и материалы, проверяет правильность их оформления, готовит их для рассмотрения на заседании конкурсной комиссии.

Таким образом, правильность оформления проверяется с целью сообщения о недостатках членам комиссии, а не кандидатам.

Иное толкование ошибочно, поскольку одна из целей первого этапа конкурса – соответствие представленных кандидатами документов законодательству РФ (п.4.2). Указание конкурсной комиссией Федорову Н.М на недостатки в его документах нарушило бы права иных граждан, претендующих на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области, которые самостоятельно и правильно заполнили свои документы.

Областным законом № 91-з от 29.09.2009 г. не предусмотрена обязанность представителя работодателя (руководителя), в данном случае комиссии, доводить выявленные ошибки в сведениях о доходах до лиц, их представивших. Таким образом, в обязанности конкурсной комиссии не входит уведомление кандидатов о выявленных ошибках в представленных ими документах в целях исправление указанных ошибок. Иначе теряется смысл проведения конкурса документов.

Согласно п.4.3 Положения, в результате рассмотрения документов кандидаты не допускаются к участию во втором этапе конкурса в случае выявления несоответствия документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

То обстоятельство, что Федоров Н.М. не подписал справки о доходах, указал неверную сумму своих доходов 202 рубля за 2009 год, супруги, являющейся помощником судьи, 249 рублей, подтверждает это несоответствие. Форма справки установлена областным законом от 29.09.2009 г. № 91-з "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области, и лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", которая принята и для замещения должностей муниципальной службы (часть 1 статьи 15 ФЗ РФ от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), аналогична форме справки о доходах гражданина, претендующего на замещение государственной должности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 18.05.2009 года № 559.

При этом обязанность представить конкурсной комиссии указанные сведения установлена частью 1 статьи 15 ФЗ РФ от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 8 ФЗ РФ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которыми гражданин при поступлении на муниципальную службу обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, также обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

В перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области, утвержденный решением Темкинского районного Совета депутатов от 21.08.2009 г. № 80, включены должности муниципальной службы в Смоленской области, отнесенные в соответствии с областным законом от 29 ноября 2007 года № 109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области» реестром должностей муниципальной службы в Смоленской области к высшим, главным, ведущим группам должностей. Должность Главы Администрации муниципального образования относится к высшей группе должностей, следовательно, она входит в указанный перечень должностей. Поэтому отсутствие в перечне сведений о доходах супруги (супруга) кандидата в пункте 2.3 Положения не означает, что они не подлежат представлению. Более того, кандидатом соответствующие справки были представлены.

При этом недостоверность сведений была проверена рабочей группой и не оспаривалась самим Федоровым Н.М. Поэтому опровергать эти сведения необходимости у рабочей группы не было.

Неполное предоставление документов, указанных в пункте 2.3 Положения, также является несоответствием законодательству Российской Федерации, поскольку муниципальные правовые акты входят в систему данного законодательства, тем более, порядок проведения конкурса - полностью компетенция органов местного самоуправления (часть 2 статьи 17 ФЗ РФ от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Вышеназванные положения, в том числе касающиеся размера доходов, имеют формальный состав, поэтому оценка судом указанной информации как технической ошибки, описки, ссылка на то, что комиссия не доказала, что непредоставленные листы копий документов несут какую-либо информацию, которую кандидат Фёдоров Н.М. хотел бы утаить, находится за пределами предмета спора.

Действия комиссии не противоречат п.2.10 Положения, который содержит общую норму, поскольку недопуск кандидата ко второму этапу конкурса (п.4.3, специальная норма) и означает отказ в участии в конкурсе.

При этом бремя доказывания уважительности неполного предоставления документов или несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации полностью лежит на кандидате. Федоров Н.М. имел возможность в течение отведенных 15 дней исправить и дополнить свои документы, однако этим не воспользовался.

Кроме того, комиссия обоснованно исходила из того, что Федоров Н.М. в силу своего статуса, так как он занимает должность руководителя органов местного самоуправления, должен обладать достаточными знаниями для правильного оформления документов.

Ссылка суда на статью 8 ФЗ РФ от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в обоснование суждения о том, что в вышеизложенной ситуации может быть отказано в приеме на работу, но не в участии в конкурсе, ошибочна.

Конкурс является одним из этапов приема на работу, имеющую специфический характер - работу руководителя органа местного самоуправления муниципального образования.

Поэтому отказ в участии в конкурсе означает, что работодатель в лице представительного органа местного самоуправления отказывает кандидату в поступлении на службу.

Отсутствие ссылок на закон в решении комиссии об отказе Федорову Н.М. в участии в конкурсе само по себе не является основанием для его отмены, поскольку соответствующие мотивы и нормы были приведены в заключении рабочей группы и обоснованы в суде.

Таким образом, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств и не требуют дополнительной проверки, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение - об отказе Федорову Н.М. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене решения комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области от 08.06.2010 года в части отказа в допуске Федорова Н.М. ко второму этапу конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области и обязывании комиссию допустить Федорова Н.М. ко второму этапу конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области.

Ввиду изложенного в силу ч.3 ст.144 ГПК РФ судебная коллегия отменяет установленные судом первой инстанции меры по обеспечению заявления Федорова Н.М. в виде запрета конкурсной комиссии проводить второй этап конкурса и проводить заседание Темкинскому районному Совету депутатов по вопросу назначения Главы администрации МО «Темкинский район».

Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Решение Темкинского районного суда Смоленской области от 22 июня 2010 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований Федорова Н.М. о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области от 08.06.2010 года в части отказа в допуске Федорова Н.М. ко второму этапу конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области и возложении обязанности на конкурсную комиссию допустить Федорова Н.М. ко второму этапу конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области, отказать.

Меры обеспечения, принятые определением судьи Темкинского районного суда Смоленской области от 15 июня 2010 года, отменить.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200