Судья Дроздов С.А. Дело № 33-3020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коршуновой Л.А.,
судей: Пудова А.В., Дмитриевой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Рудякова В.Ю. на решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 10 августа 2010 года,
установила:
Сафоновский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Сафоновское городское поселение» Сафоновского района Смоленской области ликвидировать несанкционированную свалку, указав, что 19.05.2010 года Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором Смоленской области по охране природы проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «Сафоновское городское поселение», в ходе которой, на территории указанного поселения выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью около 60 кв.м., расположенная в 20 м. слева от дороги на улице (Улица 1) по направлению движения из города. Поскольку незаконное бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, просил возложить на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированной свалки путем очистки территории.
Представитель администрации МО «Сафоновское городское поселение», а также администрации МО «Сафоновский район», привлеченной к участию в деле в качестве соответчика, иск не признал, сославшись на отсутствие бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; не отрицал факт нахождения выявленной несанкционированной свалки на территории Сафоновского городского поселения.
Решением Сафоновского городского суда Смоленской области от 10.08.2010 года администрация муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области обязана ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов по адресу, указанному в акте проверки Сафоновской межрайонной прокуратуры от 26.07.2010 года, путем очистки территории.
В кассационной жалобе представитель Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Рудяков В.Ю. просит отменить решение суда, поскольку заявление прокурора подано с нарушением действующего законодательства (ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 года; ч. 1 ст. 45 ГПК РФ; п. 2 приказа Генеральной прокуратуры РФ № 51 от 02.12.2003 года); вывод суда о бездействии администрации МО «Сафоновский район» не соответствует обстоятельствам дела, при этом судом не учтено, что обязанность заключать договоры на вывоз бытовых отходов лежит на определенных гражданах и организациях, а не на ответчике.
Заслушав доклад судьи Коршуновой Л.А., объяснения представителя МО «Сафоновский район» Смоленской области и МО «Сафоновское городское поселение» Смоленской области Рудякова В.Ю, заключение прокурора Юрченковой Л.Н. об отклонении жалобы, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Пунктом п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные положения содержатся в п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что 19.05.2010 года Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором Смоленской области по охране природы проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «Сафоновское городское поселение», в ходе которой, на территории данного поселения установлены нарушения природоохранного законодательства, а именно, выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на участке площадью около 60 кв.м., расположенная по адресу(...) (левая сторона дороги по направлению из города) напротив дома № (...) в 20 м. от дороги, о чем составлен соответствующий акт.
Актом повторной проверки от 26.07.2010 года, проведенной с участием представителя УЖКХ при администрации МО «Сафоновский район», подтверждено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов с уточнением места ее расположения – адрес (...) (левая сторона дороги по направлению из города) напротив дома № (...), находящегося по улице (Улица 2), в 20 м. от дороги; место расположения несанкционированной свалки нанесено на карту местности.
Согласно решению Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 29.12.2005 года № 1/6 полномочия администрации Сафоновского городского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора переданы к осуществлению администрацией муниципального образования «Сафоновский район» (п. 17 Приложения № 2 к решению).
В судебном заседании от 07.07.2010 года свидетель Ч. – государственный инспектор Смоленской области по охране природы подтвердила факт наличия несанкционированной свалки, которая является объектом загрязнения окружающей среды. Указала, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления обязаны организовывать сбор и вывоз бытовых отходов, которые в данном случаи отсутствуют.
Допрошенная в этом же судебном заседании свидетель М. – специалист Роспотребнадзора в Сафоновском, Дорогобужском и Холм-Жирковском районах Смоленской области также показала, что несанкционированная свалка загрязняет окружающую среду; обязанным лицом по организации сбора и вывоза бытовых отходов является орган местного самоуправления.
Следовательно, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ведет к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Поэтому, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования и обязал администрацию МО «Сафоновский район» ликвидировать несанкционированную свалку.
Доводы представителя ответчика об отсутствии со стороны администрации МО «Сафоновский район» бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора проверялись судом и обоснованно отвергнуты. При этом судом учтено, что направление УЖКХ писем в специализированную организацию «...» о заключении соответствующих договоров с жителями улицы (Улица 1), имело место после выявления несанкционированной свалки (июнь 2010 г.), и принятыми мерами объект загрязнения окружающей среды не ликвидирован.
В суде кассационной инстанции представитель ответчика подтвердил, что до настоящего времени несанкционированная свалка не убрана.
Ссылка в жалобе на то, что собственники жилых домов частного сектора, иные граждане и организации обязаны заключать соответствующие договоры со специализированной организацией, на существо вопроса не влияет. Кроме того, как указывал представитель ответчика, таких договоров до настоящего времени никем из лиц, проживающих в районе несанкционированной свалки, не заключено.
Довод жалобы о том, что у прокурора отсутствовало право на подачу заявления, не основан на законе.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение природоохранного законодательства, которым является несанкционированная свалка, ставит в незащищенное состояние лиц, как постоянно проживающих или пребывающих в данном районе, так и находящихся там временно.
Таким образом, заявление об обязании органа местного самоуправления ликвидировать несанкционированную свалку направлено на защиту и восстановление права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 10 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Рудякова В.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: