об оспаривании решения органа местного самоуправления



Судья Киселев К.И. Дело №

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

05 октября 2010 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Коршуновой Л.А.,

судей: Дмитриевой Г.И., Шаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Усик А.А., Балабановой В.Г., Сосновского А.А., Губернаторовой О.Г., Демченковой Е.А., Былицкой Н.А., Залицаевой П.С., Беленкиной И.А., Казакова Д.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 23 августа 2010 г.,

у с т а н о в и л а:

Усик А.А., Балабанова В.Г., Сосновский А.А., Губернаторова О.Г., Демченкова Е.А., Былицкая Н.А., Залицаева П.С., Беленкина И.А., Казаков Д.Ю. обратились в суд с требованием о признании решения Смоленского городского Совета от 28 мая 2010 г., которым назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Устав города Смоленска на 01 июля 2010г. в 15 ч. 00 мин. в помещении конференц-зала Администрации г. Смоленска по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. ?, незаконным, нарушающим права граждан участвовать в обсуждении проекта Устава на публичных слушаниях, и возложении на орган местного самоуправления обязанности осуществить проведение публичных слушаний в помещении вместимости не менее 500 человек, ссылаясь на то, что принятие решения о проведении публичных слушаний в конференц-зале вместимостью 130 человек исключило для заявителей возможность реализации гарантированного законом права на участие в соответствующей процедуре. Они желали участвовать в публичных слушаниях, пришли в назначенное время к зданию Администрации г. Смоленска, но их и других 176 человек в зал не впустили из-за отсутствия мест в зале.

В судебных заседаниях представители Смоленского Городского Совета Бондарева Е.С., Левина Е.В. заявленные требования не признали, ссылаясь на отсутствие нарушений действующего законодательства при принятии решения от 28 мая 2010 г.

Представители Администрации г. Смоленска Мартыненков А.Л., Артамонов Р.А. заявленные требования также не признали, указав, что принятое Смоленским городским Советом решения о проведении публичных слушаний соответствует закону.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 23 августа 2010 г. Усик А.А., Балабановой В.Г., Сосновскому А.А., Губернаторовой О.Г., Демченковой Е.А., Былицкой Н.А., Залицаевой П.С., Беленкиной И.А., Казакову Д.Ю. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Смоленского городского Совета от 28 мая 2010 г., возложении обязанности по проведению публичных слушаний в помещении вместимостью не менее 500 человек отказано.

В кассационной жалобе заявители просят отменить решение суда, ссылаясь на то, что оспариваемым решением были нарушены требования ст. 28 ФЗ № 131-ФЗ, иных актов Смоленского городского Совета, выразившиеся в выборе для публичных слушаний помещения недостаточной вместимости, неподходящего (рабочего) времени, что привело к нарушению их прав и других жителей г. Смоленска, которые не были допущены в конференц-зал.

Заслушав доклад судьи Коршуновой Л.А., объяснения представителя Былицкой Н.А. по доверенности Гросича Н.В., представителя Беленкиной И.А. по доверенности Гуркаева О.Ф., представителя Смоленского городского Совета Бондаревой Е.С., представителей Администрации г. Смоленска Мартыненкова А.Л. и Артамонова Р.А., заключение прокурора Юрченковой Л.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Как установлено п. 1 ч. 3 и ч. 4 ст. 28 указанного закона на публичные слушания должен выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Исходя из положений Порядка проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленске (далее – Порядок), утвержденного Решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2006 г. № 237, слушания, проводимые по инициативе населения или Смоленского городского Совета, назначаются Смоленским городским Советом. О назначении слушаний Смоленский городской Совет принимает решение не позднее чем за 30 дней до их проведения. Решение публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 25 дней до проведения слушаний. Одновременно с решением Смоленского городского Совета публикуется проект муниципального правового акта, выносимого на слушания. В решении Смоленского городского Совета о проведении слушаний, указываются дата проведения слушаний; инициатор слушаний; вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на слушания (пункты 3.3.1, 3.3.2 Порядка).

Организация слушаний, опроса возлагается на комиссию по подготовке, проведению слушаний, опроса (далее - комиссия). Состав комиссии формируется Смоленским городским Советом в случае проведения слушаний по инициативе Смоленского городского Совета и при проведении опроса. При проведении слушаний по инициативе Главы города Смоленска состав комиссии формируется Главой города Смоленска (п. 3.4.1 Порядка).

Согласно п. 4.2. названного Порядка граждане, заинтересованные органы и организации вправе направить в комиссию имеющиеся у них предложения по выносимому на слушания проекту муниципального правового акта в двухнедельный срок со дня опубликования решения Смоленского городского Совета (Главы города Смоленска) о проведении слушаний.

Пунктами 4.4 и 4.5 Порядка определено, что не позднее чем за 7 дней до проведения слушаний комиссией составляется список приглашенных и выступающих на слушаниях. Лица, включенные в список выступающих на слушаниях, заблаговременно уведомляются об этом комиссией. Регистрация участников слушаний проводится в течение часа до начала слушаний.

Кворум при проведении слушаний не устанавливается. Продолжительность слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов.

Из материалов дела видно, что решением Смоленского городского Совета от 28 мая 2010 г. № 46 назначены публичные слушания по проекту решения Смоленского городского Совета о внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска на 01 июля 2010 г. в 15 час. в конференц-зале Администрации города Смоленска по адресу: город Смоленск, улица Октябрьской революции, дом ?.

Этим же решением была сформирована комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний, и предложено гражданам, заинтересованным органам и организациям направлять имеющиеся у них предложения по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска в двухнедельных срок со дня опубликования решения о назначении публичных слушаний в вышеуказанную комиссию по адресу: улица Октябрьской революции, дом ?. (л.д. 37).

Указанное решение было опубликовано в газете «Рабочий путь» (выпуск № 118 от 02 июня 2010 г.) вместе с проектом решения Смоленского городского Совета о внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска, составом комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний, Положением о порядке учета предложений по проекту Устава города Смоленска, проектам нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска и о порядке участия граждан в их обсуждении, утвержденном решением Смоленского городского Совета от 29 сентября 2006 г. № 368 (л.д. 35-36).

23 июня 2010 г. на заседании комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний были рассмотрены вопросы о составлении списка приглашенных на публичные слушания, о составлении списка выступающих на публичных слушаниях, о предложениях, поступивших в комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний (л.д. 57-66).

01 июля 2010 г. в назначенное время и в назначенном месте публичные слушания были проведены, в них приняло участие 200 человек, зарегистрировавших свое присутствие (л.д. 70-77).

Таким образом, публичные слушания были назначены уполномоченным органом; в сроки, установленные Порядком проведения публичных слушаний и опросов граждан в городе Смоленск, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28 февраля 2006 г. № 237, со своевременным опубликованием принятого решения в средствах массовой информации.

В решении Смоленского городского Совета № 46 от 28 мая 2010 г. указаны дата, время, место проведения слушаний, инициатор слушаний, вопрос, подлежащий обсуждению на слушаниях, гражданам – жителям города Смоленска предложено вносить предложения по проекту в сформированную комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний.

Нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения не допущено.

Доводы заявителей о том, что место проведения публичных слушаний не обеспечивало участие в них жителей города Смоленска, обоснованно судом отвергнуты.

Кворум при проведении слушаний не устанавливается. Требований к месту проведения слушаний нормативно-правовые акты не содержат.

Проведение публичных слушаний в помещении конференц-зала Администрации города Смоленска было обусловлено ранее сложившейся практикой проведения публичных слушаний в этом зале, его оснащением необходимыми техническими средствами, нахождением в центре города Смоленска.

В этой связи нельзя согласиться и с доводами заявителей о том, что новые публичные слушания должны быть проведены в помещении вместимостью не менее 500 человек. Такое место проведения слушаний определено также произвольно, ведь население города Смоленска составляет более 300000 человек.

Ссылка на то, что при назначении общественных слушаний не были приняты другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, как предусмотрено ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, является несостоятельной.

Другие меры были приняты, и о них было сообщено гражданам: была сформирована комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний, гражданам предложено направлять свои предложения по проекту в комиссию, в газете «Рабочий путь» опубликовано Положение о порядке учета предложений по проекту Устава города Смоленска, проектам нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Устав города Смоленска и о порядке участия граждан в их обсуждении.

Однако, от граждан и общественных организаций по данному вопросу поступило незначительное количество заявок и письменных обращений, заявители также в комиссию не обращались, в том числе о переносе слушаний в другое место.

То обстоятельство, что в день проведения публичных слушаний заявители не были допущены в зал заседаний из-за отсутствия свободных мест, на правомерность принятого городским Советом решения не влияет. По данному делу это обстоятельство не является юридически значимым.

Кроме того, как правильно указал суд, по результатам слушаний по обсуждаемым вопросам открытым голосованием принимаются мотивированные рекомендации. Внесение же изменений и дополнений в Устав города Смоленска относится к компетенции Смоленского городского Совета (ст. 4 Устава города Смоленска в редакции от 22 декабря 2009 г.). Новая редакция устава города Смоленска, являвшаяся предметом обсуждения на публичных слушаниях, была принята решением Смоленского городского Совета 02 июля 2010 г. и официально опубликована 10 июля 2010 г. Изменения в Устав города Смоленска прошли государственную регистрацию в установленном законом порядке в органе юстиции 09 июля 2010 г.

Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 23 августа 2010 г. оставить без изменения, а жалобу Усик А.А., Балабановой В.Г., Сосновского А.А., Губернаторовой О.Г., Демченковой Е.А., Былицкой Н.А., Залицаевой П.С., Беленкиной И.А., Казакова Д.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200