Судья Асеев М.С. Дело № 33-3198
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коршуновой Л.А.,
судей Винеля А.В., Пудова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Рудякова В.Ю. на решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 07 сентября 2010 года,
установила:
Сафоновский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Сафоновское городское поселение» Сафоновского района Смоленской области ликвидировать несанкционированную свалку, указав, что 19.05.2010 года Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором Смоленской области по охране природы проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО «Сафоновское городское поселение», в ходе которой, на территории указанного поселения выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью около 80 кв.м., расположенная <адрес>. Поскольку незаконное бездействие органа местного самоуправления создает условия и предпосылки к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку путем очистки территории.
Представитель администрации МО «Сафоновское городское поселение», а также привлеченной к участию в деле в качестве соответчика администрации МО «Сафоновский район» Рудяков В.Ю. иск не признал, сославшись на то, что обязанностью его доверителей является лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а не непосредственное участие в этом процессе. Меры к ликвидации свалки предпринимались – жителям улицы 1 предлагалось заключить договоры на вывоз ТБО, ЖБО и КГМ, от чего последние отказались.
Решением Сафоновского городского суда Смоленской области от 07.09.2010 года администрация муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области обязана ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную напротив дома № по <адрес>, путем очистки территории.
В кассационной жалобе представитель Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Рудяков В.Ю. просит отменить решение суда, поскольку заявление прокурора подано с нарушением действующего законодательства (ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 года; ч. 1 ст. 45 ГПК РФ; п. 2 приказа Генеральной прокуратуры РФ № 51 от 02.12.2003 года); вывод суда о бездействии администрации МО «Сафоновский район» не соответствует обстоятельствам дела, при этом судом не учтено, что обязанность заключать договоры на вывоз бытовых отходов лежит на определенных гражданах и организациях, а не на ответчике; суд также не учел, что согласно акту комиссии УЖКХ от 15.06.2010 года произвести уборку свалки не представляется возможным в связи с отсутствием к ней подъезда для специализированного транспорта.
Заслушав доклад судьи Коршуновой Л.А., заключение прокурора Афанасьевой Т.В. об отклонении жалобы, проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Пунктом п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные положения содержатся в п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Из материалов дела видно, что 19.05.2010 года Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с государственной инспекцией Смоленской области по охране природы проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства по обращению с отходами производства и потребления на территории Сафоновского района, в ходе которой установлены нарушения природоохранного законодательства, а именно, на территории Сафоновского городского поседения выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью около 80 кв.м., расположенная <адрес>, напротив дома №, о чем составлен соответствующий акт.
Факт наличия несанкционированной свалки представителем ответчика не оспаривался.
Согласно решению Совета депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 29.12.2005 года № 1/6 полномочия администрации Сафоновского городского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора переданы к осуществлению администрацией муниципального образования «Сафоновский район» (п. 17 Приложения № 2 к решению).
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования и обязал администрацию МО «Сафоновский район» ликвидировать несанкционированную свалку.
Доводы представителя ответчика об отсутствии бездействия со стороны администрации, а также о том, что в обязанности органа местного самоуправления не входит непосредственное исполнение действий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, проверялись судом и обоснованно отвергнуты. Как правильно указал суд, соответствующая функция органа местного самоуправления может осуществляться как путем создания, либо привлечения специализированных организаций, так и любым другим законным способом, но заключается в конечном итоге в очистке замусоренной территории. Между тем направление писем в специализированную организацию «...» о заключении соответствующих договоров, имело место после выявления несанкционированной свалки (июнь 2010 г.), и принятыми мерами объект загрязнения окружающей среды не ликвидирован. Согласно имеющемуся в материалах дела письму ООО «...» от 05.07.2010 года с заявлением о заключении соответствующего договора в организацию обратился только один житель с улицы 2 г. Сафоново.
Тот факт, что свалка расположена в овраге и подъезд к ней специализированного транспорта невозможен, о чем указано в акте комиссии УЖКХ администрации Сафоновского района от 15.06.2010 года, не освобождает ответчиков от исполнения обязанности по соблюдению требований природоохранного законодательства по обращению с отходами производства и потребления.
Ссылка в жалобе на то, что собственники жилых домов частного сектора, иные граждане и организации обязаны заключать соответствующие договоры со специализированной организацией, на существо вопроса не влияет.
Довод жалобы о том, что у прокурора отсутствовало право на подачу заявления, не основан на законе.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение природоохранного законодательства, которым является несанкционированная свалка, ставит в незащищенное состояние лиц, как постоянно проживающих или пребывающих в данном районе, так и находящихся там временно.
Таким образом, заявление об обязании органа местного самоуправления ликвидировать несанкционированную свалку направлено на защиту и восстановление права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 07 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области Рудякова В.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: