об оспаривании бездействий Департамента



Судья Хананеева В.В. Дело № 33- 3210

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2010 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего Коржакова И.П.,

Судей Ивашневой Л.П., Дмитриевой Г.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента ... на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 2 сентября 2010 года,

установила:

Фисков А.В. обратился в суд с требованием к Департаменту ... о признании незаконным бездействия Департамента, просил обязать его сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес>, указав, что является собственником квартиры <адрес> этого дома. Департамент, являющийся органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками в <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, необоснованно отказал в формировании земельного участка, ссылаясь на отсутствие соответствующих полномочий. Просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель Департамента Герасименко В.А. требования не признал, указав, что не имеется нормативного акта, обязывающего Департамент осуществлять формирование земельного участка под многоквартирными домами. Таким органом, по его мнению, является Администрация <адрес>.

Представитель Администрации <адрес> Шуварина Е.С. указала, что поскольку Департамент является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками в <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, то он обязан формировать земельный участок, относящийся к не разграниченным землям.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 2 сентября 2010 года заявление Фискова А.В. удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие Департамента ... и обязал его сформировать земельный участок под многоквартирным домом <адрес> в установленном порядке.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда. Указывает, что поскольку Фисков А.В. не обращался в Департамент за формированием земельного участка, то его право на формирование данного участка не нарушено. Доказательств того, что земельный участок под домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учете, суду не представлено. К участию в деле в качестве третьего лица не привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области». Ссылается на постановление Администрации <адрес> от 08.06.2007 г. о проведении межевания земельных участков под многоквартирными домами. Считает, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, входит в обязанность органа местного самоуправления.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Департамента ... Герасименко В.А., возражения заявителя Фискова А.В., представителя Администрации <адрес> Петкуте Ю.К., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.п.3,4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 24.12.2004 г. в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

По смыслу ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся и иные, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с законом Смоленской области от 08.02.2007 г. N 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске», постановлением Администрации Смоленской области от 09.12.2008 г. «Об органах исполнительной власти Смоленской области» органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также участками в г. Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

В силу п.3.7. Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 г. N86, Департамент образует земельные участки из земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Смоленске в соответствии с федеральным законодательством.

Как усматривается из материалов дела, общим собранием собственников помещений 8-квартирного дома <адрес>, который располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, было принято решение сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом. Фисков А.В., являющийся собственником квартиры № 4 в указанном доме, от имени всех собственников дома обратился в Департамент по данному вопросу.

В решении от 22.07.2010 г. Департамент указал, что организация кадастровых
работ по формированию земельных участков относится к компетенции Администрации
<адрес>.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент уполномочен образовывать земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Поскольку законом Смоленской области не определен орган, непосредственно осуществляющий формирование земельных участков под многоквартирными домами, то суд обоснованно признал, что образование таких участков является функцией Департамента.

Поскольку суду не представлено доказательств отсутствия возможности сформировать земельный участок под многоквартирным домом, а из материалов настоящего дела не усматривается установленных законодательством оснований для отказа заявителю в формировании земельного участка, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным бездействие Департамента и возложив на него обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом <адрес>.

Доводы жалобы о том, что поскольку Фисков не обращался в Департамент за формированием земельного участка, то его право на формирование данного участка не нарушено, являются несостоятельными, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.

Указание в жалобе на то, что суду не представлено доказательств того, что земельный участок под домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, основано на ошибочном понимании норм процессуального права, поскольку по спорам публично-правового характера бремя доказывания правомерности действий (бездействия) лежит на соответствующем органе, поэтому именно указанный орган должен был представить эти сведения.

Ссылка на Постановление Правительства РФ от 02.02.1996 года № 105 и принятое в его исполнение Постановление Администрации г.Смоленска от 08.06.2007 года № 1806-адм несостоятельна, так как вышеназванное постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 года № 834.

Градостроительное законодательство также не содержит положений, исключающих формирование участков под многоквартирными домами органами государственной власти. Разъяснения, содержащиеся в Письме Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 года, не опровергают выводы суда о том, что обязанность в данном случае сформировать земельный участок должна быть возложена с учетом всей совокупности нормативных актов на Департамент. Кроме того, в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

То, что в деле не участвовало ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области», не является процессуальным нарушением, поскольку привлечение для участия в деле иных лиц является правом, а не обязанностью суда.

Поскольку положения ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» содержат указание на то, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется, в частности, органами государственной власти, то с учетом толкования данной нормы и норм, содержащихся в законе Смоленской области от 08.02.2007 г. N 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске», исходя из полномочий Департамента решение суда является законным и обоснованным.

По существу, доводы жалобы не соответствуют материалам дела, основаны на ошибочном понимании норм материального и процессуального права, а поэтому не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 2 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента ... – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200