Судья Чернышёва О.В. Дело № 33 – 3315
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коршуновой Л.А.,
судей: Дмитриевой Г.И., Пудова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации МО «...» на решение Новодугинского районного суда Смоленской области от 15 сентября 2010 года,
установила:
Администрация МО «...» обратилась в суд с жалобой об оспаривании требования прокурора Новодугинского района от 12.03.2010 г. об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов. В обоснование заявленного требования указано, что выводы прокурора не соответствуют действительности, не свидетельствуют о коррупциогенности абз. 7 п. 4 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО «...», поскольку Положение принято в установленном законом порядке, уполномоченным органом в соответствии с имеющимися полномочиями. Администрация не согласна с предлагаемой прокурором редакцией абзаца. Просит отменить требование прокурора как незаконное.
В судебном заседании представитель администрации МО «...» заявленные требования поддержал в полном объеме.
Прокурор Новодугинского района заявленные требования не признал, указав, что его требование вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства и не противоречит ему.
Решением Новодугинского районного суда Смоленской области от 15 сентября 2010 года администрации МО «...» в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе администрация, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, просит отменить решение суда.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., возражения представителя Смоленской областной прокуратуры – Афанасьевой Т.В., проверив решение суда исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой РФ в соответствии с настоящим Законом и ФЗ «О прокуратуре» в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В силу ст. 4 этого же Закона выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд, в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
При проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов необходимо руководствоваться Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. №96 в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Согласно оспариваемого требования прокурора Новодугинского района Смоленской области от 12 марта 2001 года, администрации МО «...» указано на внесение изменения в Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации МО, утвержденное распоряжением главы администрации МО от 12 января 2010 г. № 2-р, исключив из него выявленные коррупциогенные факторы:
- в абзаце 7 пункта 4 Положения конкретно определить основания и условия выплаты разовых премий, оказания разовой материальной помощи гражданам, например, исключив слова «в том числе» и изложив текст абзаца в следующей редакции:
«выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед муниципальным образованием»;
- установить срок рассмотрения обращений о выделении средств резервного фонда. Например, пункт 8 Положения изложить в следующей редакции:
«обращение о выделении средств из резервного фонда рассматривается администрацией в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае истребования дополнительных материалов, глава МО вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения лицо, направившее обращение».
Администрация МО «...», оспаривая требование прокурора по указанным в заявлении основаниям, указала также и на те обстоятельства, что требование прокурора основано на Методике проведения экспертиз…, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2009 года № 196, в то время как, в период проведения экспертизы прокурором, действовала Методика…, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96.
Суд, разрешая требования администрации МО «...», пришел к выводу, что в оспариваемом требовании прокурора от 12.03.2010 г. выявлены следующие коррупциогенные факторы: широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав и факторы, связанные с правовыми пробелами. Выявленные факторы, включенные в ранее действующую Методику, включены и в новую Методику, утвержденную Постановлением Правительства от 26.02.2010 г. № 96, а также предусмотрены непосредственно действующим законодательством.
С учетом установленного, суд пришел к выводу, что выявленные прокурором коррупциогенные факторы соответствуют антикоррупционному законодательству в целом, и на этом основании пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований администрации МО «... район».
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку выявленные коррупциогенные факторы: отсутствие условий и оснований для принятия решения о выплате премий и оказания материальной помощи гражданам, а также отсутствие сроков рассмотрения заявления о выделении средств из резервного фонда, предусмотрены законодательством об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов.
Поэтому, довод жалобы, что для выявления коррупциогенных факторов при проведении экспертизы правовых актов необходимо проведение лингвистической экспертизы для определения точного смысла текста правового акта, не может повлечь отмену решения суда. Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО должно содержать условия и основания для принятия решения о выплате премий и оказания материальной помощи, равно, как и срок принятия такого решения, поскольку на это прямо указано законодателем и проведение лингвистической экспертизы для этого не требуется.
Финансирование непредвиденных расходов и мероприятий местного значения не исключает того, что решение о выплате премий и материальной помощи должно содержать условия и основания для его принятия.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм процессуального и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новодугинского районного суда Смоленской области от 15 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации МО «...»– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: