Судья Кривчук В.А. Дело № 33-3384
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 октября 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коршуновой Л.А.,
судей: Винеля А.В., Пудова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Кузина <данные изъяты> на решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 01 сентября 2010 года,
у с т а н о в и л а :
Кузин А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Совета депутатов <данные изъяты> от ... № и от ... №, указав, что 03.12.2009г. он подал заявление в территориальную избирательную комиссию о досрочном прекращении своих полномочий главы Муниципального образования «<данные изъяты> В тот же день вопрос был рассмотрен на внеочередном заседании Совета депутатов <данные изъяты>, решением которого № заявление удовлетворено. Вместе с тем, считает данное решение незаконным, поскольку оно было принято с нарушением установленного порядка и не подписано Кузиным А.С. как главой муниципального образования. Опубликовано решение было только 09.12.2009г. Однако еще 05.12.2009г. Кузин А.С. отозвал свое заявление о прекращении полномочий, что также Советом депутатов не учтено. Увольнения с должности главы администрации муниципального образования произведено не было, хотя заявитель совмещал две должности.
В суде Кузин А.С. заявленные требования поддержал.
Представитель Совета депутатов <данные изъяты> – Федькина Н.В. с заявленными требованиями не согласилась.
Решением Сафоновского городского суда Смоленской области от 01.09.2010 г. в удовлетворении заявленных требований Кузину А.С. отказано.
В кассационной жалобе Кузин А.С. просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Заслушав доклад судьи Винеля А.В., объяснения Кузина А.С., представителя Совета депутатов <данные изъяты> – Федькиной Н.В., заключение прокурора Юрченковой Л.Н., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы и возражений на неё, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В силу п. 8 ст. 26 Устава <данные изъяты> от ... (далее Устав) полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования предусматривает отставку по собственному желанию (пп. 2 п. 6 ст. 36).
Пунктом 9 ст. 26 Устава предусмотрено, что решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования принимается Советом депутатов в течение одного месяца со дня наступления указанных обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Кузин А.С. исполнял обязанности главы Муниципального образования <данные изъяты> с ... (л.д. 91).
03.12.2009 г. Кузин А.С. обратился в территориальную избирательную комиссию МО «<данные изъяты>» с заявлением о сложении с себя полномочий главы МО «<данные изъяты>» по собственному желанию ... (л.д. 59).
В тот же день избирательная комиссия сообщила об этом в Совет депутатов <данные изъяты> (далее Совет депутатов) (л.д. 60).
Из объяснений Кузина А.С следует, что ранее на 3.12.2009г. было назначено внеочередное заседание Совета депутатов с повесткой дня: утверждение тарифов на водоснабжение и водоотведение; принятие решения о внесении изменений и дополнений в ст. 9 Положения о земельном налоге в <данные изъяты>; об определении органа регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Докладчиком по данным вопросам являлся Кузин А.С. (л.д. 89).
Судом установлено, что Кузин А.С. был уведомлен о времени и месте проведения заседания, присутствовал при его открытии.
В связи с поступившим сообщением из избирательной комиссии о сложении полномочий главы муниципального образования повестка дня внеочередного заседания Совета депутатов была изменена и в неё был включен вопрос о досрочном сложении полномочий главы МО «<данные изъяты>».
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией протокола заседания Совета депутатов от ... № (л.д. 71), показаниями свидетелей – депутатов названного Совета: ФИО1 (л.д. 149), ФИО2 (л.д. 149 оборот), ФИО3 (л.д. 149 оборот, 150).
Решением Совета депутатов от ... № полномочия главы МО «<данные изъяты>» Кузина А.С., в связи с отставкой по собственному желанию, прекращены ... (л.д. 67).
При таких обстоятельствах нет оснований сомневаться в том, что вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования был рассмотрен Советом депутатов ...
Согласно п. 7 ст. 21 Устава порядок организации деятельности Совета депутатов определяется Регламентом Совета депутатов, принимаемым Советом депутатов.
Судом установлено, что Регламент организации своей деятельности Советом депутатов не принимался.
Таким образом, требование Устава о сроках рассмотрения данного вопроса Советом депутатов не нарушено. Решение о прекращении полномочий принято уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции.
Довод жалобы о незаконности подписания решения о прекращении полномочий Кузина А.С. председательствующим на собрании - депутатом ФИО4 не состоятелен.
В соответствии с Уставом муниципального образования Кузин А.С. входил в состав Совета депутатов с правом решающего голоса, являлся председателем данного Совета, возглавлял администрацию сельского поселения (п.п. 2, 3 ст. 26).
Федеральный закон от ... № 131-ФЗ и Устав <данные изъяты> не содержат норм, регулирующих порядок прекращения полномочий главы муниципального образования по собственному желанию.
Вместе с тем, Федеральный закон от ... № 131-ФЗ детально регламентирует порядок рассмотрения вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа (ст. 74.1).
Поскольку в данном случае имеют место сходные правоотношения, в силу аналогии закона, к ним возможно применение пунктов 10, 11, 12 названной статьи закона, согласно которым, в случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, возглавляет исполнительно-распорядительный орган, заседание проходит под председательством депутата представительного органа муниципального образования, уполномоченного на это представительным органом муниципального образования, который также подписывает соответствующее решение.
Решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования не является нормативным правовым актом и вступает в силу с момента его принятия. Опубликование такого акта, в силу п. 6 ст. 34 Устава, является правом, а не обязанностью Совета депутатов.
Кузин А.С. был избран главой муниципального образования на муниципальных выборах на основе прямого голосования избирателей.
Согласно Федеральному закону от ... № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и входит в структуру органов местного самоуправления (п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 36).
В соответствии с п. 3 ст. 34 названного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В силу п. 2 ст. 37 Федерального закона от ... № 131-ФЗ (в действующей на момент принятия оспариваемых решений редакции) главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Поскольку Кузин А.С. исполнял обязанности главы местной администрации не на основе контракта о муниципальной службе, а в силу полномочий, предоставленных ему Уставом как главе муниципального образования (выборному органу местного самоуправления), положения ст. 80 Трудового кодекса РФ к спорным правоотношениям не применимы.
Следовательно, при прекращении полномочий Кузина А.С. в качестве главы муниципального образования, он одновременно утратил и статус главы администрации данного сельского поселения.
Согласно п. 10 ст. 26 Устава в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, его полномочия до избрания нового главы муниципального образования временно исполняет заместитель главы муниципального образования.
В случае невозможности исполнения полномочий главы муниципального образования лицом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, Советом депутатов принимается решение о назначении иного лица, временно исполняющим полномочия главы муниципального образования.
Решением Совета депутатов от ... № полномочия главы муниципального образования с ... возложено на такое иное лицо - ФИО5
Принимая обжалуемое решение, суд правильно указал, что оснований считать такое решение Совета депутатов незаконным не имеется.
Суд первой инстанции правильно определил и истолковал закон, подлежащий применению, представленным доказательствам дал надлежащую оценку.
Решения является законным, обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 01 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кузина <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: