Дело № 33 - 3572
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ16 ноября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Л.А.,
судей Пудова А.В. и Винеля А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Бабушкиной Н.Н., поданной ее представителем Лапиной О.Е., на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 11 октября 2010 года,
Установила :
Бабушкина Н.Н., обратилась в Ленинский районный суд гор. Смоленска с требованием к Управлению и к Департаменту о включении в стаж замещения государственной должности государственной службы , дающий право на назначение ежемесячной доплаты к государственной пенсии (далее – специальный стаж), незасчитанных периодов работы в должности заместителя главного бухгалтера и главного бухгалтера в объединении 1 с 09.07.1973 г. по 20.06.1977 г., а также с 11.01.1978 г. по 15.03.1983 г. в объединении 2, сославшись на то, что вышеуказанные объединения являлись органами управления, работа в таких органах приравнивается к государственной службе и должна включаться в специальный стаж.
С согласия Бабушкиной Н.Н. вместо Управления к участию в деле был привлечен Аппарат , представитель которого Сысина И.Ю., а также представитель Департамента Гапеева О.И. заявленное требование не признали, считая, что объединение 1 объединение 2 к числу органов управления не относились.
Обжалуемым решением в удовлетворении требований Бабушкиной Н.Н. было отказано.
В рассматриваемой кассационной жалобе ее представитель Лапина О.Е. просит отменить решение, полагая, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства и неправильно применил нормы материального и допустил нарушение норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Законом от 19.09.2005 № 81-з «О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим … должности государственной гражданской службы», в частности пунктом 1 части 1 статьи 3, предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается лицам, уволенным с государственной гражданской службы по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию по старости при стаже государственной службы не менее 15 лет.
Судом установлено и в жалобе не оспаривается, что Бабушкина Н.Н. работала в управлении в должности главного специалиста отдела финансирования и кредитования сельхозпредприятий и была уволена приказом от 02.08.2002 г. № 118-к по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Приказом № 122-к от 06.08.2002 г. ей установлена ежемесячная доплата к пенсии исходя из стажа замещения государственных должностей 19 лет 4 мес. 18 дн. В названный специальный стаж не включены периоды ее работы в должности заместителя главного бухгалтера и главного бухгалтера в объединении 1 с 09.07.1973 г. по 20.06.1977 г., а также с 11.01.1978 г. по 15.03.1983 г. в объединении 2.
В соответствии с «Положением о порядке включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов службы (работы) …» (Приложение к Областному закону от 19.05.2009 г. № 81-з) в специальный стаж засчитываются периоды работы (службы) на должностях в органах государственной власти и управления РФ, СССР и союзных республик.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что Бабушкиной Н.Н. не представлены доказательства того, что в оспариваемые периоды объединение 1 объединение 2 выполняли функции органов государственной власти и/или управления. Напротив, как видно из справки территориального органа Росстата от 24.06.2010 г. № 02-13-243, в соответствии с Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» объединение 1 в период с 1973 по 1977 года учитывалось по отрасли 19900 «Хозяйственное управление промышленностью», объединение 2 в период с 1978 по 1983 годы – по отрасли 20000 «Сельское хозяйство», т.е. относились к числу производственных объединений.
Как правильно указал суд, выполнявшиеся названными объединениями хозяйственно-управленческие функции не тождественны управленческим функциям государственных органов управления.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства», утвержденным 01.01.1976 г. Государственным комитетом СССР по стандартам (в ред. изменений 1977-1994 г.г., а также от 07.06.1995 г., от 28.05.1997 г. и от 29.10.1997 г.), областные управления сельского хозяйства и пищевой промышленности учитывались по отрасли народного хозяйства 97400 «управление областей, краев, АССР, автономных областей, городов республиканского значения», сами по себе не свидетельствуют о выполнении объединением 1 объединением 2 функций органов государственной власти и управления.
Названный «Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976) относил к органам государственного управления только министерства, комитеты и ведомства, а также их главки.
Всесоюзные и республиканские промышленные объединения, тресты, комбинаты и другие организации хозяйственного управления производственных отраслей, непосредственно управляющие подведомственными им предприятиями и организациями, расходы на содержание которых входят в затраты управляемых ими предприятий и организаций, определялись как сфера материального производства.
Более того, в силу пункта 16 Постановления Совмина РСФСР от 02.02.1977 г. № 75 «О мерах по дальнейшему улучшению селекции и семеноводства зерновых и масличных культур и трав», - на которое ссылается в своей жалобе Бабушкина Н.Н., - объединение 2 осуществляло свою деятельность на принципах хозрасчета, что уже само по себе исключает возможность данного объединения отнесения к числу органов государственного управления.
Согласно упомянутому «Положению о порядке включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов службы (работы) …» (Приложение к Областному закону от 19.09.2005 г. № 81-з), в стаж для пенсии за выслугу лет, помимо самой службы и работы (службы) на должностях в органах государственной власти и управления РФ, СССР и союзных республик, включаются также иные периоды, засчитанные по решению комиссий по исчислению стажа в соответствии с областным законом от 12.05.1997 № 14-з «Об областных государственных должностях и государственной службе » и областным законом от 03.05.2005 № 29-з «О государственных должностях и о государственной гражданской службе ».
Указом Президента РФ от 19.11.2007 № 1532 утвержден «Порядок исчисления стажа государственной службы Российской Федерации …», пунктом 4 которого предусмотрено, что в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим РФ для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего РФ. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Бабушкиной Н.Н. не представлено доказательств того, что периоды ее работы в должности заместителя главного бухгалтера и главного бухгалтера в объединении 1 с 09.07.1973 г. по 20.06.1977 г., а также с 11.01.1978 г. по 15.03.1983 г. в объединении 2 были включены Комиссией по исчислению стажа или руководителем Главного управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в ее стаж гражданской службы.
Более того, согласно приобщенному к делу дополнению от 15.11.2010 № 5572-12 к письму Департамента от 08.11.2010 г. № 5452-12, протоколов заседания аттестационной комиссии за период с 1997 по 2002 года в архиве Департамента не имеется.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы о том, что оспариваемые периоды ранее были засчитаны в специальный стаж Бабушкиной Н.Н. и должны сохраняться при установлении ей доплаты к пенсии, несостоятельны.
Суд, отказывая в удовлетворении ее ходатайства об истребовании протоколов аттестационной комиссии, основывался на устном заявлении представителя Департамента об отсутствии таких протоколов, которое впоследствии было подтверждено вышеупомянутым дополнительным письмом от 15.11.2010 № 5572-12.
При таком положении оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила :
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 11 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бабушкиной Н.Н., поданную ее представителем Лапиной О.Е., – без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :