о возложении обязанности по принятию мер по направлению осужденных, не проживающих на территории Смоленской области и неосужденных судами Смоленской области в распоряжение УФСИН субъектов РФ



Судья Козлов А.А. Дело № 33-3679

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2010 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего - Коршуновой Л.А.,

судей: Пудова А.В., Винеля А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Сужбы исполнения наказания на решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 11 октября 2010 года,

установила:

Смоленский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ, органу исполнения наказания, Службе исполнения наказания о возложении обязанности, а именно, на Службу исполнения наказания по принятию мер по направлению осужденных, не проживающих на территории Смоленской области и не осужденных судами Смоленской области, из ФБУ в распоряжение УФСИН субъектов РФ, в которых они проживали до осуждения или были осуждены в соответствии с тре­бованиями уголовно-исполнительного законодательства; на орган исполнения наказания не направлять осужденных для отбывания наказания в ФБУ до размеще­ния осужденных, отбывающих наказание в ФБУ, в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства; на ФБУ принять меры по размещению осужденных в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

Представитель ответчиков Службы исполнения наказания, органа исполнения наказания Ботвинова Н.В. иск не признала, пояснила, что законом определен порядок перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое, при этом необходимо ходатайство заинтересованных лиц и письменное согласие осужденного на перевод. Поскольку таких ходатайств в ФБУ не подавалось, основа­ний для перевода осужденных в другие регионы не имеется. Указала, что в настоящее время направле­ние осужденных строгого режима из других регионов в распоряжение органа исполнения наказания прекращено, после вступления приговоров в законную силу осужденные строгого режима из следственных изоляторов Смоленской области на­правляются в распоряжение УФСИН России по иным областям.

Представитель ответчика ФБУ Кулакова О.П. вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Решением Сафоновского городского суда Смоленской области от 11 октября 2010 года иск удовлетворен. Суд обязал: Службу исполнения наказания - принять меры по направлению осужденных, не проживающих на территории Смоленской области, и не осужденных судами Смоленской области, для дальнейшего отбывания наказания из ФБУ в распоряжение УФСИН субъектов Российской Федерации, в которых они проживали до осуждения или были осуждены, в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства; орган исполнения наказания - не направлять для отбывания наказания в ФБУ осужденных до размещения осужденных, отбывающих наказание в ФБУ, в соответствии с требованиями уголов­но-исполнительного законодательства; ФБУ - принять меры по размещению осужденных в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

В кассационной жалобе Служба исполнения наказания просит отменить решение, считая его незаконным, принятым без учета порядка перевода осужденных из одного ИУ в другое, установленного Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их пе­ревода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные уч­реждения.

Заслушав доклад судьи Коршуновой Л.А., объяснения представителя Службы исполнения наказания – Ботвиновой Н.В., прокурора Афанасьевой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В силу ч.ч. 10, 11 ст. 12 УИК РФ порядок осуществления прав осужденных устанав­ливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

Согласно ч.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденно­го к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

В соответствии с ч.1 ст.73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме ука­занных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учре­ждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они прожива­ли или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительные уч­реждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно п.6 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Минюста РФ от 1 де­кабря 2005 г. N 235, при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительст­ва или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или не­возможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осуж­денные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Пунктом 13.06 Положения об управлении Федеральной службы исполнения нака­зания по Смоленской области, утвержденного 14.03.2005 г. директором ФСИН России, закреплено, что начальник Управления обеспечивает соблюдение законности и правопо­рядка в деятельности управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений.

Судом установлено, что по результатам проведенной с 10 по 18 марта 2010 г. замести­телем Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ проверки на предмет соблюдения законности и условий содержания осужденных, отбывающих наказание в испра­вительном учреждении ФБУ, выявлено, что помещения, предназначенные для размещения осуж­денных имеют жилую площадь <данные изъяты>. На 10.03.2010 г. в колонии при лимите наполнения <данные изъяты>, фактически содержалось <данные изъяты>, что составляет превыше­ние лимита на <данные изъяты>. 18.03.2010 г. Смоленской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ в целях устранения выявленных нарушений было направлено представление на имя начальника органа исполнения наказания. Однако, нарушения по раз­мещению спецконтингента устранены не были. Так по состоянию на 28.06.2010 г. факти­ческая численность осужденных составляла <данные изъяты>, а по состоянию на 07.10.2010 г. - составляет <данные изъяты>.

Данные обстоятельства подтверждаются: справкой по проверке (л.д.4-8); представ­лением (л.д.9-10); справками о численности осужденных ФБУ (л.д.11,31).

Исследовав обстоятельства, имеющие значение по делу, проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии нарушений установленных законом условий отбывания наказания осужденных, размещенных в ФБУ.

С учетом достоверно установленных судом обстоятельств, указывающих на то, что одной из основных причин превышения лимита наполнения в ФБУ явля­ется направление для отбывания наказания Службой исполнения наказания и органом исполнения наказания лиц, проживающих и осужденных в других субъектах Российской Федера­ции, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований по возложению соответствующих обязанностей, направленных на устранение выявленных проверкой нарушений условий содержания осужденных, на ответчиков, на которых законом возложена ответственность за соблюдением законности в исправительных учреждениях.

Доводы жалобы о том, что не имеется оснований для перевода осужденных, предусмотренных п.10 Инструкции, основан на неправильном применении закона.

Суд не возлагал обязанность на Службу исполнения наказания произвести перевод осужденных, суд указал на обязанность принять меры по направлению осужденных из ФБУ в распоряжение УФСИН других субъектов РФ. Такое направление не предполагает волеизъявления осужденных и их ходатайства, а должно быть произведено для устранения нарушений требований ст. 73 УИК РФ.

Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 11 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы исполнения наказания - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200