о возложении обязанности по проведению ремонта



Дело № 33-3851

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2010 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Ивашневой Л.П., Шаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Федеральной службы на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 октября 2010 года,

установила:

Прокурор , в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФСИН УФСИН , ФБУ о возложении обязанности по проведению ремонтных работ пищеблока изолятора, а также к выделению денежных средств на их проведение и обеспечению проведения ремонтных работ. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой и главным государственным санитарным врачом УФСИН проверкиусловий содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФБУ выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Уточнив требования, просил обязать ФБУ осуществить необходимые ремонтные работы; возложить на ФСИН обязанность по выделению необходимых денежных средств на проведение указанных работ и разработку проектной документации; на УФСИН - организовать финансовое обеспечение соответствующих расходов изолятора.

В судебном заседании представители прокуратуры – Елизаров В.Р., Юрченкова Л.Н. иск поддержали.

Представители ФСИН – Ботвинова Н.В., УФСИН – Фомичев С.П., Чучманов С.П. иск не признали.

Представитель ФБУ в судебное заседание не явился.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 21.10.2010 г. иск прокурора удовлетворен. ФБУ обязано в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить в пищеблоке изолятора для спецконтингента указанные ремонтные работы в соответствии с требованиями санитарного законодательства, а именно: произвести внутреннюю отделку производственных и вспомогательных помещений пищеблока (покрытие стен, потолка, пола); оборудовать варочный цех, производственные и вспомогательные помещения в соответствии с разработанной проектной документацией приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей воздушно-тепловой баланс помещения; оборудовать моечное отделение локальной вытяжной системой; оборудовать производственны цеха раковинами с подводкой горячей и холодной воды и канализацией. ФСИН обязана выделить необходимые денежные средства для осуществления указанных ремонтных работ в пищеблоке ФБУ , а также для финансирования разработки проектной документации системы приточно-вытяжной вентиляции в помещениях пищеблока. УФСИН обязано организовать финансовое обеспечение расходов ФБУ , необходимых для осуществления мероприятий, связанных с проведением указанных ремонтных работ в пищеблоке ФБУ .

В кассационной жалобе ФСИН просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального права. Проведение необходимых ремонтных работ запланировано в Программе капитального и текущего ремонта объектов УФСИН на 2011 г. Предписанием главного государственного санитарного врача УФСИН установлены сроки устранения выявленных нарушений, что исключает необходимость использования судебной формы защиты. У прокурора отсутствует право на предъявление указанного иска ввиду определенности граждан, работающих в пищеблоке.

Заслушав доклад судьи Ивашневой Л.П., объяснения представителей ФСИН – Ботвиновой Н.В., ФБУ – Бондаренко М.В., возражения представителя прокуратуры – Пасанковой С.Е., проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная оснований для его отмены не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. №103-ФЗ (далее Федеральный закон) указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых ( ч. 1 ст. 24 Закона).

В силу п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН осуществляет: медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзор за исполнением санитарного законодательства РФ (пп. 2); осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций (пп. 6).

Согласно пп.4,9п. 10, пп. 25 п. 11 Положения об УФСИН , утвержденного Директором ФСИН 14.03.2005 г., основными задачами Управления являются: создание надлежащих условий для отбывания наказания осужденным, содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормами международного права и федеральными законами, охрана их здоровья, в том числе организация мероприятий по получению медицинской помощи, медико-санитарных и бытовых услуг, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора; финансовое и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений.

Из материалов дела видно, что в результате вышеназванной проверки санитарного состояния камерных помещений и пищеблока для спецконтингента ФБУ , проведенной в период с 20.08.2010 г. по 25.08.2010 г., были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей (л.д. 9-11).

Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

26.08.2010 г. главным государственным санитарным врачом УФСИН ФБУ выдано предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок (л.д. 57).

Судом установлено, что проведение капитального ремонта помещений пищеблока ФБУ включено в Программу капитального и текущего ремонтов объектов УФСИН на 2011 г. (л.д. 58-60).

Удовлетворяя иск, суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений, поскольку таковые нарушают права находящихся там лиц на безопасные условия пребывания в ФБУ .

Довод жалобы о том, что проведение необходимых ремонтных работ запланировано на 2011 г., не состоятелен, т.к. указанное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них обязанностей по надлежащему исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Указание в жалобе на то, что предписанием главного государственного санитарного врача УФСИН установлены сроки устранения выявленных нарушений, правового значения не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Суждение об отсутствии у прокурора права на предъявление указанного иска, основано на неправильном толковании норм процессуального права.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что одним из способов защиты является пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, настоящий иск прокурора подан в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для обеспечения конституционных прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, содержащихся в ФБУ , в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных (отравлений) заболеваний.

Решение является законным и обоснованным, дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Оснований для его отмены, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200