Судья Дементьев С.М. Дело № 33 – 3783
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: Шитиковой Т.М.,
Судей: Козловой А.А., Гузенковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ... районного Совета депутатов на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 01 ноября 2010 года,
УСТАНОВИЛА:
Ярошевич В.В. обратился в суд с требованиями к ... районному Совету депутатов об оспаривании решения комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...» Смоленской области № от (дата) г. в части отказа в допуске его к участию во втором этапе конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «...» Смоленской области и об устранении допущенных нарушений. В обоснование указал, что (дата) . подал документы в конкурсную комиссию, однако решением комиссии от (дата) ему было необоснованно отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса на замещение должности Главы администрации МО «...» Смоленской области. В полученном уведомлении не были указаны причины данного отказа, а выписка из протокола заседания конкурсной комиссии и копия решения от (дата) . ему была направлена по почте после неоднократных обращений и получены (дата) ., т.е. уже после назначения Главы Администрации муниципального образования. Причиной отказа в допуске к участию во втором этапе конкурса явилось несоответствие документов требованиям ст.15 ФЗ от 02.03.2007г №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.4 Областного закона от 29.09.2009г №91-з, ст.8 ФЗ «О противодействии коррупции».
Считает принятое решение незаконным и необоснованным, поскольку обязанность предоставление в конкурсную комиссию сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вышеназванными нормативными актами, а также «Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «...» Смоленской области», утвержденным решением ... районного Совета депутатов от (дата) №, не предусмотрена. Данные сведения должны быть представлены лишь представителю Нанимателя, коим конкурсная комиссия не является. Также в решении конкурсной комиссии указано, что представленная им справка о своих доходах «не содержит указания, кому она представлена», хотя данные сведения вместе с другими требуемыми документами были приложены к заявлению, адресованному председателю конкурсной комиссии и приняты её секретарем (дата) .
Ярошевич В.В. просил суд признать незаконным с момента принятия решение конкурсной комиссии в части отказа в допуске его ко второму этапу конкурса на замещение должности главы Администрации МО «...» Смоленской области, а также обязать ... Совет депутатов устранить в полном объеме нарушение его прав путем признания недействительными результатов конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...» Смоленской области, объявленного решением Ярцевского районного Совета депутатов № от (дата) . и объявления конкурса вновь.
Представитель ... районного Совета депутатов - ФИО1 в судебном заседании требования не признала, указав, что решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...» Смоленской области о результатах первого этапа конкурса на замещение должности Главы Администрации указанного муниципального образования, на основании которого Ярошевич В.В. не допущен к участию во втором этапе конкурса, принято в соответствии с законодательством РФ и в рамках Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...».
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 01 ноября 2010 года требования Ярошевича В.В. удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель ... районного Совета просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Заслушав доклад судьи Гузенковой Н.В., объяснения представителя ... районного Совета депутатов ФИО1 возражения Ярошевича В.В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу положений статьи 17 ФЗ РФ от 02.03.2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пунктов 5, 6 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, порядок проведения которого устанавливается представительным органом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Уставом муниципального образования «...» Смоленской области (пункт 3 статьи 29.1) решением ... районного Совета депутатов от (дата) № утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Администрации муниципального образования «...» Смоленской области (далее – Положение о конкурсе), которое опубликовано в районной газете «...» от (дата) №
(дата) решением № ... районного Совета депутатов объявлен конкурс на замещение должности Главы Администрации МО «...» Смоленской области, который должен проводиться в два этапа: первый этап - (дата) - конкурс документов, представленных гражданами, изъявившими желание принять участие в конкурсе; второй этап -(дата) . - личное собеседование с претендентами.
Одновременно указанным выше решением районного Совета депутатов назначена конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «...» Смоленской области.
(дата) . Ярошевичем В.В. в конкурсную комиссию были представлены документы, которые приняты секретарем конкурсной комиссии.
На заседании конкурсной комиссии по проведению первого этапа конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...» Смоленской области (дата) . было установлено, что документы и сведения, представленные кандидатом Ярошевичем В.В., не соответствуют требованиям ст.15 ФЗ от 02.03.2007 « 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.8 ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст.2,3 областного Закона от 29.09.2009 №91-з «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области и лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», а именно: Ярошевичем В.В. не представлены справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги. Кроме того, представленная справка о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не содержит указания на то, кому она представлена.
Решением комиссии от (дата) . заявителю отказано в участии во втором этапе конкурса на замещение должности Главы МО «...» Смоленской области.
Уведомление конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса получено Ярошевичем В.В. (дата)
Удовлетворяя заявленные Ярошевичем В.В. требования, суд исходил из того, что ст.37 ФЗ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...» не предусмотрена обязанность кандидата на указанную должность представлять сведения о доходах и имущественных обязательствах супруга, указанные сведения представляются только представителю нанимателя или работодателю, к которым конкурсная комиссия не относится. Истребование подобных сведений, по мнению суда первой инстанции, является необоснованным, вследствие чего отказ в допуске истца к участию во втором этапе конкурса – несостоятельным.
С указанными выводами суда согласиться нельзя, так как они основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 ч.1 ст.362 ГПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ от 02.03.2007г № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст.16 вышеназванного ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ установлен перечень сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу, в том числе к таковым относятся: сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (п.п. 10 и 11 ч.3 ст.16).
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок предоставления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009г № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждены Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение названных должностей государственной службы, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также формы соответствующих справок претендента на должность, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (п.1 Указа). Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п.3).
Законом Смоленской области от 29.09.2009 № 91-з «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области и лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» также закреплена обязанность предоставления названных сведений, утверждена форма справки, которая принята и для замещения должностей муниципальной службы.
В перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять в Администрации муниципального образования «...» Смоленской области сведения вышеуказанного характера, утвержденный постановлением Главы МО «...» (дата) №, включены должности муниципальной службы в Смоленской области, отнесенные в соответствии с областным законом от 29 ноября 2007 года № 109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области» реестром должностей муниципальной службы в Смоленской области к высшим, главным, ведущим группам должностей.
Указанный перечень должностей утвержден в порядке, предусмотренном ч.2 ст.6 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ.
Должность Главы Администрации муниципального образования относится к высшей группе должностей, следовательно, она входит в указанный перечень должностей.
С учетом положений вышеперечисленных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативно правовых актов Смоленской области, коллегия приходит к выводу, что отсутствие в перечне сведений о доходах супруги (супруга) кандидата в пункте 2.3 «Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «...» Смоленской области» не означает, что они не подлежат представлению.
Более того, поскольку истцом справка о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера была представлена в конкурсную комиссию по форме, утвержденной Законом Смоленской области от 29.09.2009 № 91-з, суд приходит к выводу, что Ярошевичу В.В. была известна обязанность предоставления таких же сведений и в отношении своей супруги.
Данные действия заявителем совершены не были, что в силу положений п.9 ч.1 ст.13 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч.7 ст.8 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ, п.4.3 «Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального образования «...» Смоленской области» является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на муниципальную службу.
Ссылка в решении суда на то обстоятельство, что конкурсная комиссия не является представителем нанимателя или работодателем также является не состоятельной ввиду следующего.
В соответствии с положениями ч.7 ст.16, частями 1 и 2 ст.17 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендента на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.
Таким образом, конкурс является одним из этапов приема на работу, имеющую специфический характер - работу руководителя органа местного самоуправления муниципального образования.
Поскольку решением ... Совета депутатов № от (дата) . при объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...» Смоленской области была создана конкурсная комиссия, последняя на данном этапе приема на работу муниципального служащего по указанной должности являлась представителем нанимателя (работодателя), что не противоречит положениям ч.2 ст.17 ФЗ от 02.03.2007 №25-ФЗ.
Таким образом, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств и не требуют дополнительной проверки, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение - об отказе Ярошевичу В.В. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 01 ноября 2010 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Ярошевича Валерия Вацлавовича к ... районному Совету депутатов об оспаривании решения комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...» Смоленской области № от (дата) . в части отказа в допуске его к участию во втором этапе конкурса на замещение должности Главы Администрации МО «...» Смоленской области и об устранении допущенных нарушений, отказать.
Председательствующий:
Судьи: