Судья Дроздов С.А. дело № 33-3925
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коршуновой Л.А.
судей: Калининой А.В., Пудова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования «...» на решение Сафоновского городского суда Смоленской области от 11 ноября 2010 года,
установила:
Завадская Е.В., уточнив заявленные требования, обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «...» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения на семью из 2 человек (на нее и ее малолетнего сына) и обязании предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что постановлением главы МО «...» от 10.12.2004 г. № 1418, как ребенок, оставшийся без попечения родителей ввиду лишения ее отца родительских прав и признании матери безвестно отсутствующей, была определена на полное государственное обеспечение. Этим же постановлением Администрация ... сельсовета Брянского района Брянской области была уведомлена о необходимости закрепления за ней (истицей) права на проживание по адресу: ..., где она на тот момент была зарегистрирована в доме бабушки по линии отца – А., но членом ее семьи не являлась, поэтому собственным жильем до настоящего времени в соответствии с законодательством, защищающим права детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена.
Ответчик Администрация муниципального образования «...», а также Департамент области по образованию и науке, привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, мнение по заявленным требованиям не представили.
Решением Сафоновского городского суда Смоленской области от 11 ноября 2010 года иск удовлетворен. Суд признал за Завадской Е.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены понятия детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязал Администрацию муниципального образования «...» предоставить ей за счет субвенций из областного бюджета изолированное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, в черте города ... по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, устанавливаемой органом местного самоуправления, на состав семьи 2 человека.
В кассационной жалобе Администрация муниципального образования «...» просит отменить решение суда, считая его незаконным, вынесенным в нарушение норм материального и процессуального права; принятым без учета проживания истицы в Брянской области, где она была зарегистрирована на момент окончания колледжа, в связи с чем обязанность по обеспечению ее жильем должна быть возложена на Администрацию ... сельсовета Брянского района Брянской области; судом не принято во внимание отсутствие указания в законе на обязанность органов исполнительной власти по предоставлению жилой площади детям, оставшимся без попечения родителей, с учетом членов их семьи.
Заслушав доклад судьи Коршуновой Л.А., объяснения истицы Завадской Е.В., проверив материалы дела и доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда в основном правильным.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу п.1. ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 6 Закона Смоленской области от 29.09.2005 г. № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Смоленской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ст.7 указанного Закона Смоленской области обеспечение установленных Федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей указанной категории, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), на территории Смоленской области является расходным обязательством Смоленской области.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст. 57 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что постановлением и.о. главы муниципального образования «...» от 10.12.2004 г. № 1418 Завадская (до заключения брака - Андрюшина) Е.В., 17.05.1989 года рождения, оставшаяся без попечения родителей, определена в госучреждение на полное государственное обеспечение, поскольку ее отец - В. решением ... районного суда от 16.11.2004 г. лишен родительских прав, умер 02.01.2008 г., мать - С. находится в розыске. Решением Сафоновского городского суда Смоленской области от 09.08.2005 г. С. признана безвестно отсутствующей с 01.01.2003 г. (л.д. 13,14,15,18).
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления от 10.12.2004 г. № 418 администрация ... сельсовета Брянского района Брянской области была уведомлена о закрепления за Андрюшиной Е.В. права проживания на жилплощади по адресу ...
Указанное домовладение в соответствии со свидетельством о праве на наследство от 23.09.1998 г. № 2812 принадлежит на праве собственности А..- бабушке истицы (л.д.11).
По сведениям и.о. главы администрации Брянского района Брянской области от 03.11.2010 г. Завадская Е.В. была зарегистрирована по адресу: ... с 26.04.2004 г. по 22.06.2010 г. (л.д.43).
Решением Брянского районного суда Брянской области от 04.06.2010 г., вступившим в законную силу 15.06.2010 г., Завадская Е.В. по предъявленному к ней А. иску, признана утратившей право пользования жилым помещением по адресу... При этом, из содержания решения суда следует, что в обоснование заявленных требований А. ссылалась на отсутствие семейных отношений с внучкой (л.д.46-47).
На основании указанного решения суда Завадская Е.В. с 22.06.2010 г. снята с регистрационного учета по указанному адресу, что подтверждается заявлением о снятии с регистрационного учета, записями в домовой книге (л.д.24, 48-51).
С 01.09.2004 г. по 25.06.2007 г. Андрюшина Е.В. обучалась в СОГОУ СПО «...» (л.д.36).
По сообщению Межрайонного отдела УФМС России по Смоленской области в г. Сафоново от 21.10.2010 г. Завадская Е.В. по учетам адресно-справочного бюро г. Сафоново не значится (л.д.52).
В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области сведения о правах Завадской Е.В. на недвижимость отсутствуют (л.д. 53).
На иждивении истицы находится ее сын З., (дата) года рождения (л.д.16).
Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив и представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания за истицей права на внеочередное предоставление жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку жилым помещением она не обеспечена, возложив обязанность по предоставлению жилья на ответчика Администрацию муниципальное образование «...» , являющуюся органом исполнительной власти субъекта, что согласуется с требованиями закона (п.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, ст.ст. 6,7 Закона Смоленской области от 29.09.2005 г. № 89-з).
В этой связи доводы жалобы о необоснованном, по мнению ответчика, возложении на него обязанности по предоставлению истице жилья, которое должно предоставляться истице администрацией Брянского района, где за ней закреплено право пользования жильем бабушки, несостоятельны, поскольку не основаны на нормах права.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения» обеспечение жильем детей-сирот, не имеющих жилых помещений, отнесено к числу государственных полномочий, осуществляемых во внеочередном порядке за счет средств бюджета РФ и субсидии, предоставляемой из федерального бюджета.
Указанные государственные полномочия Законом Смоленской области от 29.11.2007 г. № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» были переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области.
Статьями 4-7 названного Закона и Приложения № 1 к нему определен порядок расчета субвенции, которая предоставляется тому или иному муниципальному образованию Смоленской области в зависимости от выявленных на территории этого муниципального образования детей-сирот.
Законом Смоленской области от 29.11.2007 г. № 115-з «О Методике распределения субвенций, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» утверждена Методика распределения таких субвенций. Согласно этому Закону дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в том муниципальном образовании, в котором они были выявлены в качестве таковой социальной категории.
Принципы осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно п. 5 ст. 19 которого финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Действительно, в течение некоторого времени истица была зарегистрирована в Брянском районе в доме, принадлежащем на праве собственности ее бабушке, но фактически проживала в ... районе, где родилась, посещала учебные заведения. Именно в ... районе она была выявлена как ребенок, оставшийся без попечения родителей и определена на полное государственное обеспечение, поскольку ее отец лишен судом родительских прав, а мать находилась в розыске, после чего судом признана безвестно отсутствующей. Эти обстоятельства никем не оспаривались и указывают на правильность вывода суда о возложения обязанности по предоставлению истице жилья на администрацию ... района, что согласуется с требованиями закона.
Также необоснованны доводы жалобы о наличии у истицы права на проживание по месту жительства бабушки А. по адресу..., закрепленного постановлением главы администрации МО «...» от 10.12.2004 г. № 1418, поскольку решением Брянского районного суда Брянской области от 4 июня 2010 г. суда по иску А. истица признана утратившей право пользования указанным жилым помещением, а с 22.06.2010 г. выписана оттуда, другого жилья не имеет.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением в части возложения на ответчика обязанности предоставить Завадской Е.В. жилое помещение с учетом находящегося на ее иждивении ребенка, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с Методикой распределения субвенций, утвержденной вышеназванными Законами Смоленской области от 29.11.2007 № 114-з и от 29.11.2007 № 115-з, размер субвенции определяется в расчете только на самого ребенка-сироту (без учета членов его семьи). Непосредственно сама Администрация Брянского района Брянской области каких-либо обязательств по предоставлению жилого помещения перед Завадской Е.В. и/или членами ее семьи не несет.
При данных обстоятельствах решение следует изменить и исключить указание на предоставление жилого помещения с учетом находящегося на ее иждивении ребенка.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
В резолютивную часть решения Сафоновского городского суда Смоленской области от 11 ноября 2010 года внести изменения, исключив из нее указание на необходимость предоставления жилого помещения на состав семьи 2 человека, признав право на внеочередное предоставление жилого помещения только за самой Завадской Е.В. без членов ее семьи.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а жалобу Администрации муниципального образования «...» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: