Судья Макарова К.М. Дело №33-3673
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 ноября 2010 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.
судей: Назаренко Т.Н., Руденко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Морозовой Г.Т. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 октября 2010 года,
установила:
Морозова Г.Т. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, указав, что является участником Великой Отечественной войны (ВОВ) и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, постоянно проживает в жилом помещении, площадь которого ниже нормы предоставления жилого помещения участникам ВОВ, собственником жилого помещения не является, а имеющийся в собственности у ее сына Морозова А.А. дом № общей площадью ... кв.м., ... фактически не пригоден для постоянного проживания по причине его ветхости и неблагоустроенности. В суде Морозова Г.Т. и её представитель Гуркова Г.А. иск поддержали.
Представитель Администрации Трегубова М.Ю. заявленный иск не признала, пояснив, что оснований для постановки Морозовой Г.Т. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку истец вселилась в 1973 году по договору социального найма в комнаты в квартире ... и проживает там по настоящее время вместе с другими членами семьи, на момент приватизации данного жилого помещения имела равные с другими членами семьи права на указанное помещение, однако от участия в приватизации отказалась. Также, при обращении в администрацию г. Смоленска о предоставлении жилья истица не ссылалась на обстоятельства непригодности к проживанию имеющегося в собственности у сына Морозова А.А. дома №, общей площадью кв.м., ...
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 октября 2010 г. в иске Морозовой Г.Т. к администрации г. Смоленска о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением отказано.
В кассационной жалобе Морозова Г.Т. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд нарушил нормы материального и процессуального права.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., объяснения представителя Морозовой Г.Т. Василенкова С.В., проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена программа по реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 ЖК РФ.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 ЖК ОФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК ОФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Главы города Смоленска от 03 мая 2005 года № 1087 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске» учетная норма площади жилого помещения в г. Смоленске составляет 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Жилищное законодательство РФ и Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 не устанавливают и не гарантируют предоставление инвалидам ВОВ отдельных жилых помещений исключительно по факту имеющегося статуса, а связывают такое право с нуждаемостью.
Согласно п. 3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).
Как усматривается из материалов дела, Морозова Г.Т. обратилась с заявлением в администрацию г. Смоленска о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Постановлением администрации г. Смоленска от 04 июня 2010 г. № 996-адм истице отказано в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по тому основанию, что она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы. В результате проверки жилищных условий истицы было установлено, что с (дата) Морозова Г.Т. постоянно проживает по адресу: ... (дата) ей выдан ордер на право занятия 2-х комнат, жилой площадью ... кв.м. в кв. ... на 4-х членов семьи (она, сын Морозов А.А., невестка Морозова О.П., внучка Морозова Г.А. В квартире две комнаты, жилой площадью ... кв.м. и ... кв.м., находятся в собственности Морозовой О.И.- невестки истца Морозовой Г.Т. на основании договора приватизации от (дата) Третья комната жилой площадью 10,9 кв.м., также принадлежит Морозовой О.И. на основании договора купли-продажи от (дата) Общая площадь кв. согласно выписке из технического паспорта объекта составляет кв.м В настоящее время кроме истца Морозовой Г.Т.. в квартире зарегистрированы: сын Морозов А.А., невестка Морозова О.П., внучка Гуркова Г.А., внук Морозов И.А., правнучка Гуркова А,С, правнучка Гуркова B.C. Сыну истца- Морозову А.А. принадлежит на праве собственности д.... общей площадью ... кв.м. Недвижимое имущество перешло к Морозову А.А. в порядке наследования по закону, после смерти наследодателя Морозова А.А., умершего (дата) ., и ввиду отказа в его пользу (сына Морозова А.А.) жены наследодателя Морозовой Г.Т.; Морозова Г.Т. как жена наследодателя Морозова А.А., также имела право на часть наследства в виде ФИО31 доли д.16, от которого добровольно отказалась в пользу сына Морозова А.А.
Таким образом, сумма общей площади находящихся в пользовании Морозовой Г. Т. и членов ее семьи жилых помещений составляет ... кв.м., размер находящегося в пользовании истицы жилого помещения превышает установленную учетную норму ... кв.м.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Морозовой Г.Т., поскольку последняя обеспечена жильем по учетной норме общей площади.
Суд также пришел к выводу о том, представленные истцом документы о неблагоустроенности жилого помещения (дома, собственником которого является сын истицы – Морозов А.А.) не дают возможности сделать однозначный вывод о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания. Кроме того, как видно по делу, обращаясь в администрацию г. Смоленска с заявлением о постановке на учет лиц, нуждающихся в получении жилья, истица на обстоятельство непригодности жилого помещения для проживания не ссылалась. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ возможна на основании имеющегося заключения межведомственной комиссии о непригодности жилья для проживания. Вопрос соответствия (несоответствия) дома 16 по переулку 2-му Северному г. Смоленска общим требованиям к благоустроенности жилого помещения, определенным в Положении о признании помещения жилым помещением… межведомственной комиссии не рассматривался.
Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете общей площади жилых помещений и необходимости учета только жилой площади в квартире ... – ... кв. м., а не общей площади – 63,7 кв. м основаны на ошибочном толковании норм жилищного законодательства, предусматривающего суммарный учет общей площади занимаемых жилых помещений.
Решение является законным и обоснованным, по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 18 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Морозовой Г.Т. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: