об оспаривании нормативных правовых актов



Судья Дементьев С.М. Дело № 33-147

Кассационное определение

25 января 2011 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего Малькова А.Г.,

судей: Руденко Н.В., Гузенковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Киреева Александра Николаевича и Киреевой Ольги Николаевны. на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 07 декабря 2010 года,

установила:

Киреева О.Н. и Киреев А.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании решений Советов депутатов сельских поселений Ярцевского района, входящих в состав указанного муниципального образования, а именно: Репинского, Зацевского, Михейковского, Суетовского, Подрощинского, Миропольского, Кротовского, Мушковичского (принятых 14 декабря 2009 года за №№ 22,30, 36, 18, 19, 21, 20, 11 соответственно), Петровского, Львовского (№24 от 11 декабря 2009 г. и № 13 от 21.05.2009г. соответственно), которыми поддержана инициатива Совета депутатов Капыревщинского сельского поселения этого же района о формировании представительного органа МО 1 Смоленской области (Ярцевского районного Совета депутатов) в соответствии с пунктом 1 части 4 ст.35 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", об оспаривании решений Советов депутатов Репинского, Зацевского, Михейковского, Подрощинского, Миропольского, Кротовского, Мушковичского, Петровского, Капыревщинского, Львовского сельских поселений (№ 23 от 14.12.2009 г., № 31 от 14.12.2009 г., №37 от 16.12.2009 г., №19 от 14.12.2009 г., №22 от 14.12.2009г., №21 от 17.12.2009 г., №11 от 15.12.2009 г., №26 от 15.12.2009 г., №29 от 16.12.2009 г., №29 от 16.12.2009 г соответственно), в соответствии с которыми в состав Ярцевского районного Совета депутатов делегированы по одному депутату от каждого представительного органа перечисленных поселений. В обоснование данных требований заявители указали, что перечисленные решения были приняты с нарушением требований законодательства о выборах в органы местного самоуправления, на основании Уставов и Регламентов перечисленных сельских поселений, не вступивших в законную силу, с нарушением установленной процедуры принятия, что повлекло нарушение в реализации конституционных прав заявителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления данного муниципального образования (далее МО). Также просили суд признать неправомочным состав Ярцевского Районного Совета депутатов четвертого созыва и недействительными принятые им Решения №№1 и 2 от 26.12.2009г. об избрании Главы муниципального образования 1 Смоленской области из состава депутатов Совета депутатов названного района и о внесении изменений в Устав МО 1 Смоленской области, признать неправомочным состав Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва и распустить, принять решение о назначении повторных выборов депутатов названного представительного органа, передав на период до проведения выборов его полномочия Ярцевскому районном Совету депутатов третьего созыва. Считает, что формирование Ярцевского Совета депутатов четвертого созыва из представителей и депутатов поселений противоречит Европейской хартии местного самоуправления, действующему федеральному и областному законодательству, Уставу названного МО.

В судебном заседании Киреева О.Н. и Киреев А.Н. требования поддержали по вышеизложенным основаниям.

Представитель избирательной комиссии МО 1 Голубцов А.Н., выступающий также в качестве представителя муниципальных образований (далее - МО) Суетовское, Капыревщинское, Репинское, Кротовское, Михейковское, Подрощинское, Миропольское, Зайцевского и Львовского сельских поселений и Советов депутатов названных поселений заявленные требования не признал, указав на соблюдение установленного законодательством порядка принятия нормативных правовых актов, как Советами депутатов поселений, так и Ярцевским районным Советом депутатов.

Представитель Капыревщинского Совета депутатов и МО 2 Гращенков К.А. требования не признал, пояснив, что инициатива формирования представительного органа МО 1 Смоленской области из глав поселений, входящих в состав муниципального района, исходившая от Совета депутатов Капыревщинского сельского поселения, была поддержана более чем 2/3 представительных поселений района. Процедура и порядок принятия оспариваемых заявителем решений существенных нарушений не имеют, отвечают требованиям действующего законодательства.

Представители МО 3, МО 4 Ярцевского районного Совета депутатов в судебное заседание не явились.

В предоставленных суду письменных возражениях Ярцевский районный Совет депутатов указывает, что представительный орган названного МО сформирован в соответствии с законодательством РФ, действует в правомочном составе, в пределах своей компетенции принимает правовые акты, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных Киреевой О.Н. требований не имеется.

Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 07 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных Киреевой О.Н. и Киреевым А.Н. требований отказано.

В кассационной жалобе Киреева О.Н. и Киреев А.Н. просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и указывая на длительность судебного разбирательства, неправильное применением норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Считают также, что судом не приняты во внимание показания Главы МО Капыревщинского сельского поселения Гращенкова К.А. об имевших место нарушениях при принятии решения Совета депутатов данного сельского поселения №10 от 15 мая 2009 г, а также то, что на депутатских комиссиях Советов депутатов сельских поселений вопрос о поддержании инициативы данного СД не рассматривался. Решения Ярцевского районного Совета депутатов №№1 и 2 от 26.12.2009 г. приняты с грубейшими нарушениями законодательства, Устава и Регламента: на день принятия оспариваемых решений депутатские комитеты не были созданы, изменения в Устав МО не вносились в повестку дня, срок полномочий Ярцевского районного Совета депутатов третьего созыва не истек. Принятые же изменения в Устав МО вступают в силу только с 01.01.2010г., в связи с чем ссылка на них противоречит ФЗ-131.

Заслушав доклад судьи Гузенковой Н.В., объяснения Киреева А.Н. и Киреевой О.Н., представителя Мушковичского сельского поселения Трандина А.И., считавшего жалобу обоснованной, заключение прокурора Юрченковой Л.Н., полагавшей судебное решение законным и неподлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования..

В силу части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ №131) в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений (до 01.01.2010г.), представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Абзацем 2 части 5 статьи 35 ФЗ №131 предусматривалось, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 данной статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи.

Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст.43 ФЗ №131, помимо устава муниципального образования, в систему муниципальных правовых актов входят: правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа МО; правовые акты главы МО, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом МО.

Согласно ч.ч. 1 и 3 ст.47 ФЗ №131 муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Законом Смоленской области от 28.12.2004 №139 «О наделении статусом муниципального района муниципального образования 1 Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав и наделении их соответствующим статусом» МО 1 состоит из 12 поселений, одно из которых – городское, 11 – сельских.

В соответствии с ч.2 ст.20 Устава МО 1 принятого решением Ярцевского районного Совета депутатов 08.06.2005 года, Ярцевский районный Совет депутатов состоял из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Поскольку срок полномочий депутатов Ярцевского районного Совета депутатов третьего созыва истекал 26.12.2009 года, избирательная комиссия МО 1 постановлением от 28.09.2009 года №18/65 определила единый избирательный округ, по которому избираются депутаты, и схему трехмандатного и четырехмандатного избирательных округов, включая ее географическое изображение.

28 ноября 2009 года решением Ярцевского районного Совета депутатов №115 утверждены схемы трехмандатного и четырехмандатного избирательных округов для проведения выборов указанного Совета депутатов четвертого созыва.

Окружные избирательные комиссии для избирательных округов №№1,2 и их персональный состав сформированы постановлениями избирательной комиссии МО 1 от 12.11.2009 года №№ 19/66 и 19/67.

02.12.2009 г. на заседании комитета Ярцевского районного Совета депутатов по законности и правопорядку принято решение о рекомендации названному Совету назначить выбору на 14.03.2010 г. и вынести вопрос о назначении выборов на очередное 56-е заседание Совета депутатов третьего созыва 23.12.2009 г.

23.12.2009 г. заседание Ярцевского районного Совета депутатов не состоялось в связи с отсутствием кворума, необходимого для принятия решения. Вопрос о назначении выборов в порядке, установленном п.2 ч.2 ст.35 ФЗ №131, рассмотрен не был.

15.05.2009 года Советом депутатов Капыревщинского сельского поселения, входящего в состав Ярцевского муниципального района, принято решение №10, которым выдвинута инициатива о формировании представительного органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с п.1 ч.4 ст.35 ФЗ №131. Данное решение подписано Главой указанного МО и опубликовано 19.05.09г. в газете «Вести Привопья».

Данная инициатива формирования представительного органа МО 1 поддержана 10 из 12 представительных органов поселений, входящих в состав МО 1 а именно Решениями Советов депутатов сельских поселений: Репинского, Зацевского, Михейковского, Суетовского, Подрощинского, Миропольского, Кротовского, Мушковичского (принятых 14 декабря 2009 года за №№ 22,30, 36, 18, 19, 21, 20, 11 соответственно), Петровского, Львовского (№24 от 11 декабря 2009 г. и № 13 от 21.05.2009г. соответственно).

Указанные решения опубликованы в газете «Вести Привопья» от 15.12.2009г.

Решениями Советов депутатов сельских поселений: Репинского, Зацевского, Михейковского, Подрощинского, Миропольского, Кротовского, Мушковичского, Петровского, Капыревщинского, Львовского сельских поселений (№ 23 от 14.12.2009 г., № 31 от 14.12.2009 г., №37 от 16.12.2009 г., №19 от 14.12.2009 г., №22 от 14.12.2009г., №21 от 17.12.2009 г., №11 от 15.12.2009 г., №26 от 15.12.2009 г., №29 от 16.12.2009 г., №29 от 16.12.2009 г соответственно) в состав Ярцевского районного Совета депутатов делегированы по одному депутату от каждого представительного органа перечисленных поселений.

Перечисленные выше решения опубликованы в газете «Вести Привопья» 18.12.2009 года.

26.12.2009 г. Ярцевский районный Совет депутатов четвертого созыва был сформирован в порядке, установленном п.1 ч.4 ст.35 ФЗ №131.

26.12.2009 г. данным представительным органом муниципального образования приняты решения №№1 и2 «Об избрании Главы муниципального образования 1 Смоленской области» и «О внесении изменений в Устав муниципального образования 1 Смоленской области (новая редакция)»

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь требованиями действующего федерального законодательства, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений Советов депутатов сельских поселений МО 1 признании неправомочным состава Ярцевского районного Совета депутатов четвертого созыва и его роспуске, признании недействительными принятых данным представительным органом решений №№1 и 2 от 26.12.2009 г., поскольку данный представительный орган местного самоуправления сформирован в соответствии с требованиями законодательства (п.1 ч.4 ст.35 ФЗ №131), Уставом муниципального образования и осуществляет свои полномочия.

Также судом на основании исследованных уставов и регламентов Советов депутатов сельских поселений сделан обоснованный вывод о соблюдении представительными органами МО поселений, входящих в состав муниципального района, процедуры принятия решений о поддержке инициативы Капыревщинского сельского поселения о формировании Ярцевского районного Совета депутатов и принятии решений об избрании депутатов в формируемый представительный орган.

На момент истечения срока полномочий депутатов Ярцевского районного Совета третьего созыва (26.12.2009 г) выдвинутая 15.05.2009 г Советом депутатов Капыревщинского сельского поселения инициатива о формировании Совета депутатов Ярцевского муниципального района в порядке пункта 1 части 4 статьи 35 ФЗ N 131, была поддержана не менее чем 2\3 представительных органов поселений указанного муниципального района.

Поскольку согласно абз.4 п.4 ст.35 Регламента Ярцевского районного Совета депутатов предусмотрено избрание на первом заседании Совета его председателя, что фактически было реализовано Ярцевским районным Советом депутатов четвертого созыва и закреплено решением №1 от 26.12.2009 г., то доводы жалобы о незаконности указанного решения также являются необоснованными.

Внесение изменений в Устав МО решением №2 Ярцевского районного Совета депутатов не противоречит положениям абз.2 ч.5 ст.35 ФЗ №131, на что обоснованно указано судом первой инстанции.

Таким образом, каких-либо нарушений прав заявителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления суд не установил и в удовлетворении требований Киреевой О.Н. и Киреева А.Н., в том числе – о назначении выборов, обоснованно отказал.

Довод кассационной жалобы о том, что решение Капыревщинского сельского поселения от 15.05.2009 г. №10 принято с грубейшим нарушением Устава (ст.35) и Регламента (ст.25) указанного сельского поселения не могут быть приняты во внимание, поскольку проверка правильности указанного решения не относилась к предмету заявленных Киреевой О.Н. и Киреевым А.Н. требованиям.

Ссылки кассационных жалоб на установленное частью 5 статьи 35 ФЗ N 131 требование о том, что порядок выдвижения инициативы о формировании представительного органа местного самоуправления, установленный пунктом 1 части 4 статьи 35 данного ФЗ, мог быть применен не позднее чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган МО был вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва, во внимание приняты быть не могут и отмену постановленного судом решения не влекут, поскольку названный Федеральный закон, действующий на момент разрешения вопроса о законности обжалуемого заявителями решения, подобных ограничений не содержал.

Прочие доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.

Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения по доводам жалобы заявителей не имеется.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ,

определила:

Решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 07 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Киреева Александра Николаевича и Киреевой Ольги Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200