Судья Мурашко М.С. Дело № 33- 581
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2011 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Коржакова И.П.
судей: Ивашневой Л.П., Шаровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28 декабря 2010 года,
установила:
Семенова М.В. обратилась в суд с требованием к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты>, Администрации <данные изъяты> о понуждении к формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом ..., указав, что является собственником квартиры №106 этого дома и решением собственников квартир уполномочена совершать действия по организации формирования земельного участка. За средства собственников квартир были проведены работы по формированию земельного участка, однако Департамент отказался дать согласие поставить его на кадастровый учет, в связи с чем, просит суд обязать ответчиков самостоятельно провести формирование земельного участка под домом.
Представитель Департамента Карпович Ю.В. заявление не признала, указав, что Семенова М.В. с требованием о формировании земельного участка не обращалась.
Представитель Администрации <данные изъяты> Казаков А.А. поддержал доводы представителя Департамента Карпович Ю.В.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28 декабря 2010 года заявление Семеновой М.В. удовлетворено. Суд обязал Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> сформировать земельный участок под многоквартирным домом ... в установленном порядке.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда. Указывает, что поскольку Семенова М.В. не обращалась в Департамент за формированием земельного участка, то её право на формирование данного участка не нарушено. Доказательств того, что земельный участок под домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, суду не представлено. К участию в деле в качестве третьего лица не привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата <данные изъяты> Ссылается на постановление Администрации <данные изъяты> от 08.06.2007 г. о проведении межевания земельных участков под многоквартирными домами. Считает, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, входит в обязанность органа местного самоуправления. В резолютивной части решения не указан срок исполнения решение суда.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> Карпович Ю.В., представителя Администрации <данные изъяты> Казакова А.А., возражения Семеновой М.В., ее представителя Бубнова В.Е., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п.3,4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 24.12.2004 г. в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
По смыслу ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся и иные, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с законом Смоленской области от 08.02.2007 г. N 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске», постановлением Администрации Смоленской области от 09.12.2008 г. «Об органах исполнительной власти Смоленской области» органом, осуществляющим распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Смоленской области, а также участками в г. Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В силу п.3.7. Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 г. N86, Департамент образует земельные участки из земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Смоленске в соответствии с федеральным законодательством.
Как усматривается из материалов дела, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома ..., который располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, было принято решение сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным жилым домом, заказчиком строительства которого выступала ОАО <данные изъяты> Семенова М.В., являющаяся собственником квартиры № 106 в указанном доме, от имени всех собственников дома обратилась в Департамент по данному вопросу.
В письме от 3.07.2009г. № 13885/10 Департамент сообщил, что с заявлением о проведении работ по формированию земельного участка следует обратиться в Администрацию <данные изъяты>
Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент уполномочен образовывать земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться ими.
Поскольку законом Смоленской области не определен орган, непосредственно осуществляющий формирование земельных участков под многоквартирными домами, то суд обоснованно признал, что образование таких участков является функцией Департамента.
Поскольку суду не представлено доказательств отсутствия возможности сформировать земельный участок под многоквартирным домом, а из материалов настоящего дела не усматривается установленных законодательством оснований для отказа заявителю в формировании земельного участка, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, возложив на Департамент обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом ...
Доводы жалобы о том, что поскольку Семенова М.В. не обращалась в Департамент за формированием земельного участка, то её право на формирование данного участка не нарушено, являются несостоятельными, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Указание в жалобе на то, что суду не представлено доказательств того, что земельный участок под домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, основано на ошибочном понимании норм процессуального права, поскольку в данном случае бремя доказывания правомерности действий (бездействия) лежит на соответствующем органе, поэтому именно указанный орган должен был представить эти сведения.
Градостроительное законодательство не содержит положений, исключающих формирование земельных участков под многоквартирными домами органами государственной власти.
То, что в деле не участвовало ФГУ «Земельная кадастровая палата по Смоленской области», не является процессуальным нарушением, поскольку привлечение для участия в деле иных лиц является правом, а не обязанностью суда.
Поскольку положения ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» содержат указание на то, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется, в частности, органами государственной власти, то с учетом толкования данной нормы и норм, содержащихся в законе Смоленской области от 08.02.2007 г. N 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске», исходя из полномочий Департамента решение суда является законным и обоснованным.
Отсутствие в резолютивной части решения указания на срок исполнения не является основанием для отмены решения суда. В случае неясности лица, участвующие в деле, вправе просить разъяснить решение суда (ст.203 ГПК РФ).
По существу, доводы жалобы не соответствуют материалам дела, основаны на ошибочном понимании норм материального и процессуального права, а поэтому не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 28 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: