предеставление жилого помещения



Судья Бобрикова Л.В. Дело № 33-958

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 марта 2011 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коршуновой Л.А.,

судей: Винеля А.В., Пудова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 января 2011 года,

у с т а н о в и л а :

Прокурор <данные изъяты> г. Смоленска в интересах ФИО обратился в суд с иском к Администрации Смоленской области о выделении денежных средств на приобретение жилья для ФИО и к администрации г. Смоленска о предоставлении Шерягиной О.С. вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Смоленской области, указав, что ФИО является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обладает правом на получение жилья, которое было в установленном порядке за ней закреплено, однако, данное право не реализовано до настоящего времени.

Представители администрации г. Смоленска в лице Управления опеки и
попечительства - Федосеева А.Е. и Администрации Смоленской области - Козлова И.Н. иск прокурора не признали.

Представитель привлеченного к участию в деле судом в качестве соответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.01.2011г. иск прокурора удовлетворен. Администрация Смоленской области обязана выделить администрации г. Смоленска денежные средства на приобретение жилья для ФИО Администрация г. Смоленска обязана предоставить ФИО, (дата) года рождения, уроженке <данные изъяты>, вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Смоленской области.

В кассационной жалобе Администрация Смоленской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и в частности ФИО лежит на администрации г. Смоленска за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета. Суд неправильно определил надлежащего ответчика. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам к субъекту по обязательствам из причинения вреда, должником которого выступает публично-правовое образование, выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета. В соответствии с Областным законом Смоленской области от 07.12.2010г. № 109-з «Об областном бюджете на 2011 год» главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых органам местного самоуправления на реализацию полномочий по обеспечению жильем детей-сирот является Департамент Смоленской области по образованию и науке.

Заслушав доклад судьи Винеля А.В., объяснения представителя Администрации Смоленской области – Козловой И.Н., прокурора Афанасьевой Т.В., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Областным законом Смоленской области от 29.11.2007г. № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также тетей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма наделены органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области.

Согласно ст. 6 Областного закона Смоленской области от 29.09.2005г. № 89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Смоленской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством (п. 1).

Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями устанавливается Жилищным кодексом РФ, областным законом и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области (п. 2).

Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008г. № 641 утверждено Положение о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями.

Согласно п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.6 Положения жилые помещения для детей-сирот приобретаются в муниципальную собственность за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и предоставляются названной категории лиц по договору социального найма.

Судом установлено, что ФИО имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации г.Смоленска от (дата) № ФИО признана не имеющей жилья.

Органом опеки и попечительства ФИО включена в реестр детей-сирот на внеочередное получение жилья под № (л.д. 20).

На основании постановления главы администрации <данные изъяты> г.Смоленска от (дата) № ФИО была направлена на полное государственное обеспечение в СОГОУ НПО «Профессиональное училище №9 г.Сафоново», где обучалась с 12.10.2007г. по 30.06.2008г.

Таким образом, суд правильно возложил на администрацию г. Смоленска обязанность по предоставлению ФИО вне очереди жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Смоленской области.

Вместе с тем, требование прокурора о возложении на Администрацию Смоленской области обязанности по выделению администрации г. Смоленска денежных средств на приобретение жилья для ФИО удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно и не к тому ответчику.

В соответствии со ст.ст. 3, 4 Областного закона Смоленской области от 29.11.2007г. № 114-з финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в форме субвенций, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета.

Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию.

Пунктом 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым по обязательствам из причинения вреда, должником которого выступает публично-правовое образование, выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В соответствии с Областным законом Смоленской области от 07.12.2010 г. № 109-з «Об областном бюджете на 2011 год» главным распорядителем средств областного бюджета в отношении средств, выделяемых органам местного самоуправления на реализацию полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, является Департамент Смоленской области по образованию и науке.

На это обстоятельство было указано и в отзыве названного Департамента на иск (л.д. 28).

Таким образом, Администрация Смоленской области не является главным распорядителем средств областного бюджета по оспариваемым расходным обязательствам.

Кроме того, как следует из возражений на иск представителя администрации г.Смоленска – заместителя начальника Управления опеки и попечительства от 27.11.2011г. непредставление жилья ФИО было связано с непредставлением администрацией образовательного учреждения или ею самой в администрацию г. Смоленска пакета необходимых документов (л.д. 37, 40).

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым решение Ленинского районного суда г. Смоленска в части возложения обязанности на Администрацию Смоленской области выделить администрации г. Смоленска денежные средства на приобретение жилья для ФИО отменить на основании п.п. 1, 4 ст. 362 ГПК РФ и вынести в этой части новое решение об отказе прокурору в иске.

В остальном решение является законным, обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 января 2011 года в части возложения обязанности на Администрацию Смоленской области выделить администрации г. Смоленска денежные средства на приобретение жилья для ФИО отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований прокурору Промышленного района г.Смоленска отказать.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 января 2011 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: