Судья Богданова Е.А. №33-990
Кассационное определение
05 апреля 2011 года г.Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего- Малькова А.Г.,
Судей- Назаренко Т.Н., Руденко Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Совета депутатов Астапковичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 18 января 2011 года,
Установила:
Рославльский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Совету депутатов Астапковичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области об оспаривании действий по отказу внесения в устав изменений в связи с недостатками правового регулирования избирательных процедур по формированию членов избирательной комиссии муниципального образования, ссылаясь на то, что Рославльской межрайонной прокуратурой был проведен анализ положений Устава муниципального образования «Астапковичское сельское поселение» Рославльского района на соответствие его законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и законодательству о выборах. В ходе анализа Устава МО «Астапковичское сельское поселение» установлено, что он не содержит положений, регулирующих порядок формирования членов избирательной комиссии муниципального образования. В Уставе определен только порядок назначения председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии из членов избирательной комиссии. В Уставе наличествует неполнота административных избирательных процедур по порядку формирования членов избирательной комиссии муниципального образования. По данному факту ответчику направлялось предписание по результатам рассмотрения, однако в удовлетворении требований прокурора было отказано в связи с необоснованностью требований. Просит признать действия ответчика незаконными и обязать устранить недостатки правового регулирования в Уставе избирательных процедур по порядку формирования членов избирательной комиссии муниципального образования путем внесения изменений в Устав по вопросу установления конкретного порядка формирования членов избирательной комиссии Астапковичского сельского поселения Рославльского района.
Представитель ответчика Гаращенко Н.В. исковые требования Рославльского межрайонного прокурора не признала и пояснила, что статья 29 Устава Астапковичского сельского поселения - «Избирательная комиссия муниципального образования Астапковичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области» - в полном объёме в соответствии с законодательством о выборах содержит положения, регулирующие порядок формирования и деятельности избирательной комиссии. Факт отсутствия или неполноты административной процедуры, в частности, порядка формирования избирательной комиссии муниципального образования Рославльским межрайонным прокурором не доказаны. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством о выборах. Кроме того, статьёй 29 Устава закреплён порядок избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии муниципального образования, определен срок полномочий и количество членов избирательной комиссии, что само по себе является составляющей частью порядка формирования избирательной комиссии. Дублирование порядка формирования избирательной комиссии, установленного статьёй 24 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нецелесообразно, поскольку Устав Астапковичского сельского поселения Рославльского района в полной мере содержит положения, регулирующие порядок формирования и деятельности избирательной комиссии муниципального образования. Просила отказать в удовлетворении иска Рославльского межрайонного прокурора.
Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 18 января 2011 года заявление прокурора удовлетворено.
Обжалуя решение, заявитель указывает на несоответствие выводов суда действительным обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права при принятии решения.
Заслушав доклад судьи Малькова А.Г., принимая во внимание объяснение участников кассационного производства, заключение прокурора Смоленской областной прокуратуры Афанасьевой Т.В. о незаконности решения, проверив материалы дела исходя из доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как видно из дела, рассматривая заявление прокурора, суд возложил на Совет народных депутатов Астапковичского сельского поселения обязанность внести изменения в Устав по вопросу установления конкретного порядка формирования членов избирательной комиссии сельского поселения.
Между тем, решение суда не содержит норм права, на основании которых суд пришел к мнению о возможности понуждения к принятию или дополнению нормативного правового акта.
Согласно положениями главы 24 ГПК РФ следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Какому из перечисленных нормативных правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, противоречат отдельные положения Устава сельского поселения из решения суда не видно, суждение по этому вопросу в нём отсутствует.
Кроме того, судом не учтены нормы права, подлежащее применению при анализе юридически значимых обстоятельств по настоящему делу.
В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 9 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
При таком положении решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п.п.3,4 ч.1. ст.362 ГПК РФ), поскольку нарушения допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, в том числе рассмотреть и разрешить вопрос о наличии у прокурора субъективного права на обращение в суд и исходя из этого принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 360-362,366 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Рославльского городского суда Смоленской области от 18 января 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи