Судья Федоров В.К. Дело № 33-738 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 16 марта 2010 года г. Смоленск Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего Малькова А.Г., судей: Назаренко Т.Н., Винеля А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Лаптевой <данные изъяты> и администрации г. Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 декабря 2009 года, у с т а н о в и л а : Лаптева Т.М. обратились в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее Департамент) о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение жилищной субсидии, ссылаясь на то, что имеет более 20 лет трудового стажа в районе Крайнего Севера (РКС). Истица нуждается в улучшении жилищных условий, т.к. живет в жилом помещении, не отвечающим санитарно-техническим нормам, и имеет право на получение жилищной субсидии. Однако Департамент незаконно отказывает в постановке на учет. В судебном заседании истица и ее представитель Максимов С.С. иск поддержали. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Смоленска. Представители Департамента – Новиков И.Е., администрации г. Смоленска – Шерстнева Е.П. иск не признали. Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.12.2009 г. в удовлетворении иска Лаптевой Т.М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о постановке на учет на получение жилищной субсидии отказано. Администрация г. Смоленска обязана принять Лаптеву Т.М., относящуюся к иным определенным федеральным законом категориям граждан, на учет нуждающихся в жилом помещении. В кассационной жалобе истица просит отменить решение как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд не выяснил, кто является надлежащим ответчиком по делу и необоснованно возложил обязанность по постановке на учет на администрацию г. Смоленска, тогда как полномочия по постановке на учет переселенцев из РКС на получение жилищной субсидии таковой не передавались. Истица имеет право на получение жилищной субсидии, в связи с техническим заключением независимой экспертизы. Суд признал ее нуждающейся в жилом помещении, соответственно Департамент должен поставить ее на учет на получение жилищной субсидии без каких-либо дополнительных условий. Суд разрешил вопрос о правах, за защитой которых истица не обращалась, т.к. требование о признании ее дома непригодным для проживания, последней не заявлялось. В настоящее время истица не является малоимущей и не определена федеральным законом, как имеющая право на обеспечение жилым помещением, поэтому она не может быть принята на учет в органе местного самоуправления на получение жилья по договору социального найма. В кассационной жалобе администрация г. Смоленска просит решение отменить как незаконное и необоснованное, указав, что требование о постановке на учет нуждающихся в органе местного самоуправления истицей не заявлялось. В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются исключительно малоимущим, признанным нуждающимися, а также гражданам, принятым на учет до 01.03.2005 г. Иным, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, нуждающимся в установленном порядке, жилые помещения предоставляются по договору социального найма из жилищного фонда РФ или субъекта РФ. Истица относится к иной категории граждан, которые обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета путем предоставления социальной выплаты в рамках реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ. Суд, в нарушение установленного Правительством РФ порядка, признал истицу нуждающейся в жилом помещении, в связи с проживанием в аварийном доме. Признание истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине проживания в аварийном доме, а также ее право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, дает ей право на получение социальной выплаты во внеочередном порядке в Департаменте Смоленской области по социальному развитию. Заслушав доклад судьи Винеля А.В., объяснения истицы Лаптевой Т.М., проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ (далее Закон), жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Из материалов дела видно, что стаж работы Лаптевой Т.М. в РКС составляет более 20 лет (с 22.05.1980 г. по 31.03.1999 г.), т.е. такое условие для получения жилищной субсидии, как наличие специального стажа работы в РКС, у истицы соблюдено. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается. 14.05.2009 г. и 10.06.2009 г. истица обращалась в Департамент с заявлениями о постановке её на учет для получения субсидии на улучшение жилищных условий, как прибывшей из РКС, однако, ей было отказано, т.к. истица не состоит на учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения. Согласно п. 8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879, регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан. Пунктом 1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии с п. 24 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил (в т.ч. граждане, выезжающие (выехавшие) из РКС не позднее 1.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в РКС и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1.01.1992г. (пп. «з»), и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание. В соответствии с п. 7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «д» и «ж» п. 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (п. 8). Судом установлено, что истице на праве собственности принадлежит ... часть дома (адрес), где последняя зарегистрирована и проживает. Принимая обжалуемое решение, суд указал, что истица подлежит принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. указанное жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений. При этом суд сослался на техническое заключение ООО «Агентство оценки Ковалевой и Компании» от 10.12.2008 г. и акт обследования от 27.06.2005 г. Однако с таким решением судебная коллегия согласиться не может, т.к. оно вынесено при неправильном применении норм материального права и без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела. В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (далее Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п. 8). Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Таким образом, для признания жилого помещения аварийным установлен определенный порядок. Вместе с тем, указанные обстоятельства суд не исследовал и надлежащую правовую оценку таковым не дал. Суд не проверил и в решении не отразил, обследовался ли дом истицы межведомственной комиссией при администрации г. Смоленска, а также, обращалась ли истица в указанную комиссию с заявлением о признании ее дома непригодным для проживания. Как видно из материалов дела, в ответе Лаптевой Т.М. от 19.08.2009 г. Департамент указывал, что в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом № 125-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879 разработан Порядок регистрации и учета граждан, выехавших из РКС и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992г., имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (л.д. 6). Данный нормативный акт суд из Департамента не затребовал и не исследовал. Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права. При вынесении решения суд исходил из того, что жилищные права истицы нарушены, и возложил на администрацию г. Смоленска обязанность по постановки ее на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, отнесенных к иной категории граждан (обеспечиваемых жильем за счет средств федерального бюджета). Вместе с тем, с таким выводом судебная коллегия согласиться не может. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 Постановления от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ. Из искового заявления усматривается, что истицей не заявлялось требование о постановке её на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, суд при вынесении решения нарушил нормы процессуального права, вышел за пределы исковых требований и разрешил вопрос, который истицей при рассмотрении дела в суде не заявлялся. Суд не разрешил заявленные исковые требования, а разрешил вопрос о правах, за защитой которых истица в суд не обращалась. В соответствии с ч. 1 ст. 364 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела. При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно в силу п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные им нарушения не могут быть устранены в суде кассационной инстанции. При новом рассмотрении следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, с учетом оценки предоставленных доказательств, в соответствии с требованиями закона разрешить возникший спор. Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 декабря 2009 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. Председательствующий: Судьи: