о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, принятии на учет



Судья Иванов Д.Н. Дело №33-1984

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2011 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Зубаровской С.В.,

судей: Калининой А.В. и Дмитриевой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Смоленска по доверенности Шерстнёвой Е.П. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2011 года,

заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., возражения прокурора Смоленской областной прокуратуры Юрченковой Л.Н., полагавшей в удовлетворении кассационной жалобы отказать,

установила:

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2011 года требования прокурора Заднепровского района г. Смоленска, обратившегося в интересах Петрушкина А.В., к администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, принятии на учёт, удовлетворены: постановление администрации г. Смоленска № 31-адм от 21 сентября 2010 года в части отказа Петрушкину А.В. в принятии на учёт признано незаконным и отменено; на администрацию г. Смоленска возложена обязанность по принятию Петрушкина А.В. на учёт ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и приравненных к ним лиц, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого за счёт средств федерального бюджета по дате первоначального обращения – 11 июня 2010 года.

В кассационной жалобе представитель администрации г. Смоленска по доверенности Шерстнёва Е.П. просит отменить состоявшееся решение, полагая, что оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, выразившегося в не привлечении к участию в рассмотрении дела лица, имеющего материально-правовую заинтересованность в деле, которым в данном случае является Департамент Смоленской области по социальному развитию, поскольку именно его законодатель наделил полномочием по обеспечению жильём отдельных категорий граждан.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца Петрушкина А.Е., представителя ответчика – администрации г. Смоленска, которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы с учётом возражений, судебная коллегия находит принятое решение правильным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2,7,15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01. 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями и дополнениями) инвалидам войны предоставляется следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона к инвалидам Великой Отечественной войны относятся ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны.

На основании ст. 23.2 ч. 1 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе и в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу п.3 п.п.2 данной статьи объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, определенных категорий граждан, в том числе, инвалидов Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 9 января 2010 г.) признано в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.1. ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из материалов дела усматривается, что Петрушкин А.В., (дата) года рождения, является инвалидом второй группы бессрочно, причина инвалидности - военная травма, имеет право на льготы и компенсации как инвалид Великой Отечественной войны.

На момент рассмотрения спора в суде установлено, что Петрушкин А.В. проживает в квартире ..., общей площадью 30,7 кв.м., которая принадлежит на праве собственности мужу его дочери- Р.Е.Т.. В указанной квартире также зарегистрированы: Р.Е.Т. (зять), Н.О.В. (дочь истца).

Ранее Петрушкин А.В. зарегистрирован и проживал в ..., общей площадью 54 кв.м. Проживание истца в квартире зятя носит вынужденный характер, поскольку из технического паспорта на жилой дом , составленному 31 марта 2010 года, следует, что данное домостроение находится в аварийном состоянии, процент его износа составляет 63 %. По заключению межведомственной комиссии от 22 марта 2011 года жилой дом ... области признан непригодным для проживания и подлежит сносу.

Согласно пункту 1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005 г. № 1087 учетная норма площади жилого помещения в г. Смоленске установлена в размере 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения.

Таким образом, на каждого зарегистрированного члена семьи истца в квартире приходится менее учётной нормы.

11 июня 2010 года Петрушкин А.В. обратился в администрацию г. Смоленска с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета.

Постановлением администрации г. Смоленска от 21 сентября 2010 года № 31-адм ему отказано в удовлетворении просьбы в связи с обеспеченностью жилой площадью по совокупности более учётной нормы.

Вместе с тем, по данным Ростеинвентаризации и УФРС право собственности на объект недвижимости – ... – за Петрушкиным А.В. не зарегистрировано, истец в приватизации ранее не участвовал, сведений о наличии иных объектов недвижимости в собственности Петрушкина А.В. не имеется.

Проанализировав и оценив представленные сторонами в совокупности доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что обеспеченность истца жилым помещением составляет менее учётной нормы, вследствие чего отказ ему, как инвалиду ВОВ, в удовлетворении заявления о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, является необоснованным.

Установив нарушение жилищных прав истца, суд обоснованно защитил их путём признания оспариваемого постановления незаконным, обязав администрацию г. Смоленска принять Петрушкина А.В. на учёт ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях.

Судебная коллегия соглашается с суждениями и выводами суда первой инстанции, находит их достаточными, убедительными и соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы жалобы основаны на неверном понимании норм материального права. Защита нарушенных прав истца в рамках заявленных требований (признание постановления администрации г. Смоленска незаконным, возложении на администрацию обязанности по постановке на учёт) возможна без привлечения Департамента Смоленской области по социальному развитию, поскольку истец не ставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения.

Иных юридически обоснованных доводов кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации г. Смоленска по доверенности Шерстнёвой Е.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: