Судья Макарова К.М. Дело 33-1881 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 июня 2011 года г. Смоленск Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: Председательствующего Коржакова И.П. Судей Шаровой Т.А., Ивашневой Л.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам УВД по Смоленской области, Министерства финансов РФ, Лобанова С.Н. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2011 года, Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Минфина РФ Осипенковой О.В., представителя УВД и МВД России Чернобуровой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда, установила: Лобанов С.Н. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел России, Управлению внутренних дел по Смоленской области, заместителю начальника УВД по Смоленской области о возмещении ущерба, причиненного действиями должностных лиц Управления внутренних дел по Смоленской области в размере <данные изъяты>, денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, ссылаясь на необоснованное длительное рассмотрение его заявлений о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», что препятствовало в реализации его права на получение единовременной денежной выплаты в период с 1.01.2005г. по июнь 2009г. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области. Представитель Министерства внутренних дел России и Управления внутренних дел по Смоленской области Чернобурова О.В. заявленные требования не признала, указав, что причиной невыдачи истцу при первичном обращении в 2007 г. удостоверения ветерана боевых действий послужило отсутствие документов, подтверждающих его непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона. Заявила о пропуске истцом срока исковой давности. Представитель Министерства финансов РФ Осипенкова О.В. заявленные требования не признала, указав, что оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку причинение истцу ущерба по вине должностных лиц УВД по Смоленской области не установлено. Также заявила о пропуске истцом срока исковой давности. Дело рассмотрено в отсутствии третьего лица – представителя отдела внутренних дел Новодугинского района Смоленской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2011 года с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Лобанова С.Н. взыскано <данные изъяты> суммы убытков, причиненных в результате незаконных действия Управления внутренних дел по Смоленской области. В остальной части иска, в иске к отделу внутренних дел Новодугинского района Смоленской области, Министерству внутренних дел отказано. В кассационной жалобе УВД по Смоленской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, отсутствие вины должностных лиц УВД по Смоленской области в выдаче истцу удостоверения лишь в апреле 2009г. Считает, что судом ошибочно произведен расчет суммы выплаты в размере <данные изъяты> В кассационной жалобе Минфин РФ, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Считает, что в суде не подтвержден факт виновных действий УВД по Смоленской области в невыдаче истцу удостоверения в 2007г., судом произведен неправильный расчет суммы невыплаченных ежемесячных денежных выплат; истцом пропущен срок исковой давности. В кассационной жалобе Лобанов С.Н. просит отменить решение суда, полагая что его требования подлежат удовлетворению, в том числе по компенсации морального вреда. Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, коллегия приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Федеральный закон "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1.01.1992г. либо Правительством РФ (ст.28). Во исполнение Федерального закона «О ветеранах» Правительство РФ издало Постановление от 19.12.2003г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения боевых действий, предусматривающая, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ по заявлениям, подаваемым в эти органы (п.2). В соответствии с п.1 Инструкции о порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года № 282, Инструкция определяет порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <**> удостоверений ветерана боевых действий <***> сотрудникам и работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. При этом основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта (п.3). Из материалов дела усматривается, что Лобанов С.Н. проходил службу в органах внутренних дел, откуда был уволен 25.02.2004г., участвовал в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. 23.07.2007г. Лобанов С.Н. обратился в УВД по Смоленской области с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. Письмом УВД по Смоленской области от 19.09.2007г. ему было отказано в этом со ссылкой на отсутствие соответствующих подтверждающих документов об участии истца в операциях на территории Северо-Кавказского региона. 25.06.2008г. Лобанов С.Н. повторно обратился к УВД по Смоленской области по этому же вопросу, на что истцу, находящемуся в местах лишения свободы, 6.10.2008г. был дан письменный ответ о том, что получено подтверждение его участия в контртеррористических операциях и, что его документы вновь рассмотрены на комиссии УВД, которая приняла положительное решение об оформлении и выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. Для оформления удостоверения Лобанову С.Н. предложено предоставить фото, копию паспорта и определить доверенное лицо для получения удостоверения с последующей высылкой им (доверенным лицом) удостоверения в адрес Лобанова С.Н. В апреле 2009г. УВД по Смоленской области представителю истца было выдано надлежащим образом оформленное удостоверение участника боевых действий. Поскольку о нарушении своих прав по отказу в оформлении удостоверения ветерана боевых действий Лобанов С.Н. узнал в 19.09.2007 г., с иском о возмещении ущерба обратился в суд лишь в 21.01.2011 г., суд первой инстанции правильно посчитал пропущенным срок исковой давности для обращения в суд в части требований о возмещении ущерба за период невыплаты денежных средств с 1.01.2005г. по 31.12.2007г., обоснованно отказав в удовлетворении иска в данной части без исследования фактических обстоятельств по делу. Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что УВД по Смоленской области не представлено доказательств надлежащего исполнения требований п. 2.5 вышеназванной Инструкции, должностными лицами не были совершены действия по истребованию соответствующих документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцу был причинен имущественный ущерб, выразившийся в неполучении сумм ежемесячных денежных выплат, и обоснованно удовлетворил требования о взыскании ущерба за период за три года до момента обращения в суд с 1.01.2008 г. по 30.04.2009 г., когда истец получил удостоверение, правомерно возложив на Министерство финансов РФ за счет средств казны РФ произвести истцу выплату денежных средств, так как Минфин РФ в силу прямого указания в законе (ст. 1071 ГК РФ) как финансовый орган выступает от имени казны, в связи с чем, доводы жалобы Минфина РФ в данной части являются необоснованными. Доводы жалобы УВД по Смоленской области об отсутствии вины должностных лиц УВД по Смоленской области не состоятельны, поскольку согласно п.2.5 Инструкции выдача удостоверений производится гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России без права на пенсию, через кадровые подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по их месту жительства по соответствующим запросам этих кадровых подразделений на основании документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и воинских формирований внутренних войск МВД России. В то же время судом установлено, что при первоначальном обращении такой запрос сделан не был, а лишь при повторном обращении. Поэтому то обстоятельство, что изначально выписки из приказов ВОГОиП МВД России были высланы в другой регион России, не имеет правового значения. Доводы жалобы Минфина РФ о том, что за период с 01.01.2008 по 31.03.2008 размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий составлял 1100 рублей, а не <данные изъяты> рублей, принятых судом для расчета, ошибочны. Сумма 1100 рублей – ежемесячная денежная выплата (п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах») была установлена первоначально при введении в действие ст.23.1 Федеральным законом РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., в последующем производилась индексация ежемесячной денежной выплаты (п.5 статьи), размер данной выплаты на спорный период указан в справке Управления Пенсионного фонда РФ, запрошенной судом. Жалоба Лобанова С.Н. несостоятельна и в части требований о взыскании морального вреда, поскольку оснований для компенсации морального вреда не имеется. Согласно п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В данном случае произошло нарушение имущественных прав истца на получение социальных выплат, поэтому суд обоснованно отказал во взыскании компенсации морального вреда. Доводы жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права, регулирующих вопрос о компенсации морального вреда. Вместе с тем, определяя размер выплаты за вышеуказанный период в сумме <данные изъяты>., суд первой инстанции ошибочно произвел данный расчет, ввиду чего следует согласиться с доводами УВД в данной части. Так, исходя из расчета (<данные изъяты> сумма выплаты составляет <данные изъяты> В данной части решение суда в силу п.3 ч.1 ст.362 ГПК РФ подлежит изменению. Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Внести в абзац первый резолютивной части решения Ленинского районного суда г. Смоленска от 22 апреля 2011 года изменения, изложив её в следующей редакции: Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Лобанова Сергея Николаевича <данные изъяты> суммы убытков, причиненных в результате незаконных действий Управления внутренних дел по Смоленской области. В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы УВД по Смоленской области, Министерства финансов РФ, Лобанова С.Н. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: