о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС



Судья Макарова К.М. Дело № 33-2127

Кассационное определение

28 июня 2011 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Коржакова И.П.,

судей: Шаровой Т.А., Ивашневой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шлыка <данные изъяты> на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 мая 2011 года.

Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Смирновой И.В., судебная коллегия

установила:

Шлык С.В. обратился в суд с требованием к Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее – Департамент) о замене удостоверения участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, ссылаясь на то, что в период с 22 августа по 23 октября 1987 г. он был призван на специальные сборы и принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 24 сентября 1991 г. Витебским военкоматом РБ ему было выдано соответствующее удостоверение, в замене которого Департамент ему необоснованно отказал.

Представитель Департамента Смирнова И.В. заявленные требования не признала, указав, что истцом не представлены документы, подтверждающие выполнение им работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 мая 2011 г. Шлыку С.В. в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Шлык С.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права и нарушение норм процессуального права; а также на неправильное определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как усматривается из материалов дела, истец, являясь военнообязанным, с 22 августа по 23 октября 1987 года принимал участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии в качестве повара войскового питания в/ч , пункт дислокации которой находился: с 09 июня по 12 сентября 1987 г. – в д.Заводок Краснопольского района; с 13 сентября по 30 октября 2007 г. – д.Савиничи Климовичского района Могилевской области; с 31 октября по 05 ноября 2007 г. – в г.Бобруйск Могилевской области.

24 сентября 1991 г. истцу военным комиссариатом Витебской области Белорусской ССР выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 г.

Шлык С.В. в связи со сменой гражданства в январе 2011 г. обратился к ответчику с заявлением о замене вышеназванного удостоверения.

Комиссией Департамента Смоленской области по социальному развитию 16 февраля 2011 г. Шлыку С.В. отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с непредставлением документов, отражающих факт его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

В силу ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Необходимым условием отнесения лица в категории участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС является выполнение ими в 1986-1990 годах работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, в зоне отчуждения (которая в 1986-1987 годах называлась 30-километровой зоной, с 1988 до 15 мая 1991 года - зоной отселения).

Перечень населенных пунктов, отнесенных к зонам отчуждения на территории Российской Федерации, установлен Правительством РФ; находящихся на территории Республики Беларусь – высшим органом власти Республики Беларусь.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

В соответствии с п. 1, 2 названного Порядка, на территории РФ устанавливаются единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Пункт 6 указанного Порядка содержит перечень документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к правильному выводу об обоснованности отказа Департамента в выдаче истцу удостоверения, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие его участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.

Судом установлено, что правовой режим Климовичского района Могилевской области Республики Беларусь, где с 13 сентября по 30 октября 1987 г. проходил службу истец, определена как зона проживания с периодическим радиационным контролем.

Деревня Заводок Краснопольского района Могилевской области, на которую ссылается в кассационной жалобе Шлык С.В., постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1992 г. №328 «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, также отнесена к зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Доказательств того, что указанные населенные пункты законодательством РБ были отнесены к зоне эвакуации (зоне отчуждения), истцом не представлено.

Кассационная жалоба также не содержит ссылок на такие обстоятельства.

Указание в жалобе на то, что истцом Департаменту представлен военный билет с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, не опровергает выводов суда первой инстанции, поскольку п.6 вышеназванного Порядка содержит условие о наличии в военном билете записи о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; военный же билет истца ни такой записи, ни записи о работе в 30-километровой зоне, не содержит.

Доводы жалобы о том, что при получении удостоверения нового образца истец не обязан вновь подтверждать ранее установленный в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 13 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шлыка С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: