О включении в состав участников подпрограммы, связанной с обеспечением жильем



Судья Иванова О.А. Дело № 33-2538

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2011 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего: Малькова А.Г.,

судей: Назаренко Т.Н., Сухарева Г.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Борунова Николая Ивановича – Новикова Ивана Евгеньевича на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 июня 2011 года, принятого по делу по иску Борунова Николая Ивановича к Администрации г. Смоленска о признании за ним права на включение в список нуждающихся в получении жилого помещения в г. Смоленске и на включение в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в составе семьи из двух человек, с учетом супруги Ворвыхвост В.И. с возложением на ответчика такой обязанности с внесением соответствующих изменений в п.п. 1.2.1 Постановления Администрации г. Смоленска

Заслушав доклад судьи Малькова А.Г., объяснения представителя Борунова Н.И. – Новикова И.Е., судебная коллегия

установила:

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 июня 2011 года в удовлетворении исковых требований Борунова Н.И. отказано.

В кассационной жалобе представитель истца – Новиков И.Е. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со ст. 13 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п.2 ст.14 указанного Закона РФ гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее по тексту - подпрограмма) осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (Далее по тексту - Правила).

В соответствии с п./п.е п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: постоянно проживающие совместно с ним супруга (п./п. а п.17 Правил)

Установлено, что Борунов Н.И. является участником ликвидации послед­ствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом второй группы (причина инвалидности -заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы связанных с катаст­рофой на Чернобыльской АЭС).

Постановлением от 25.03.2002 года № 656 Борунов Н.И. на основании заявления от 20.02.2002 года был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации г. Смоленска от 14.04.2010 года №694-адм, Бо­рунов Н.И., в составе семьи из одного человека, являющийся инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, зарегистриро­ванный с супругой В., в жилом помещении по адресу: "1", общей площадью 21,50 кв.м., принадлежащим на праве собствен­ности Борунову Н.И. по договору приватизации от 06.03.2006г., включен в состав участ­ников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жиль­ем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной це­левой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, как гражданин, подвергшийся воздейст­вию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в получении жилья до 01 января 2005 года (л.д.4).

31.05.2011 года Борунов Н.И. обратился в Администрацию г. Смоленска с заявле­нием о включении его в списки участников подпрограммы в со­ставе семьи из 2 человек (он сам и супруга В.).

Письмом начальника жилищного управления администрации г. Смоленска от 14.06.2011 года Борунову Н.И. разъяснено, что он может быть включен в состав участников подпрограммы только один, поскольку он один состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (без супруги). Также в письме разъяснено о необходимости предоставления специальных документов и заявления в срок до 01.07.2011 года.

Разрешая дело, суду надлежало дать мотивированную оценку на предмет законности указанному письму с изложенными в нем доводами.

Между тем, суд пришел к выводу о правомерности действий администрации, приняв во внимание лишь ту часть письма, в которой содержатся рекомендации по предоставлению документов в определенный срок.

При этом судом оставлено без внимания и должной оценки то обстоятельство, что Борунову Н.И. фактически отказано во включении его в участники подпрограммы в составе семьи из двух человек согласно его законному волеизъявлению. И основанием такого отказа служит не отсутствие необходимых документов, представить, которые должен заявитель, а то обстоятельство, что супруга Борунова Н.И. не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы о том, что действующее законодательство предусматривает право носителя льготы на получение государственного жилищного сертификата с учетом всех членов его семьи, признание которых нуждающимися в улучшении жилищных условий не требуется.

Данный вывод подтверждается следующим.

Из п.16 Правил следует, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в зависимости от численности семьи льготника.

В приложении 1 к Правилам содержится образец заявления об участии в подпрограмме по строго определенной форме. В бланке заявления присутствует графа «состав семьи».

Вместе с тем Правилами не предусмотрено такое условие для участия в программе в составе семьи, как признание её членов нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Кроме того, заслуживают внимания доводы жалобы о том, что суд не дал никакой правовой оценки доводам ответчика о том, что В. для включения в состав семьи участника подпрограммы должна быть признана малоимущей.

При таком положении решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (п.п.1,4 ч.1. ст.362 ГПК РФ), поскольку нарушения допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, проанализировать все обстоятельства дела, выявить из них имеющие значения для дела, дать мотивированную оценку аргументам сторон в обоснование своих позиций и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 360-362,366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 21 июня 2011 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи