об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства



Судья Кудряшов А.В.                                                                              Дело № 33 - 2670

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа2011 года                                                                                              г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Пудова А.В.,

судей: Зубаровской С.В. и Винеля В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Балакирева В.Ю. по доверенности Лысенко Т.В. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 29 июня 2011 года,

заслушав доклад судьи Зубаровской С.В.,

установила:

Балакирев В.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту – Департамент) об оспаривании действий и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указав, что, как инвалид, в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003г. №23-з имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В целях реализации названного права он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты>., расположенного в ..., на которое получила отказ со ссылкой на расположение испрашиваемого участка в санитарно-защитной зоне (далее по тексту СЗЗ) канализационных очистных сооружений, где размещение жилой застройки не допускается.

Представитель истца - Лысенко Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1, допускающей осуществление индивидуального жилищного строительства, а санитарно-защитная зона близлежащих канализационных очистных сооружений в установленном порядке не определена.

Представитель ответчика Департамента Карпович Ю.В. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что предоставление истцу испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах санитарно-защитной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, не представляется возможным, поскольку законодательством в этом случае установлено ограничение на использование указанного участка в целях индивидуального жилищного строительства.

Представители третьих лиц - администрации г.Смоленска и Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились; в представленных возражениях Управление Роспотребнадзора по Смоленской области заявленные требования не признало, поскольку определенная Правилами землепользования и застройки г.Смоленска санитарно-защитная зона канализационных очистных сооружений, принадлежащих СМУП «Горводоканал», в установленном порядке не уменьшена, ее изменение возможно только при надлежащем обосновании и только на основании постановления Главного санитарного врача РФ.

Представитель третьего лица СМУП «Горводоканал» Журова О.В. в судебном заседании пояснила, что на момент разрешения спора предприятием разработан проект обоснования расчетной СЗЗ для названных биологических очистных сооружений и предпринимаются меры, направленные на утверждение в установленном порядке её границ.

Решением Ленинского районного суда города Смоленска от 29 июня 2011 года в удовлетворении исковых требований Балакиреву В.Ю. отказано.

В кассационной жалобе представитель Балакирева В.Ю. по доверенности Лысенко Т.В. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон, которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального закона.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства бесплатно предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 01.12.2010г. Балакирев В.Ю., являющийся инвалидом, обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее- Департамент) с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного в ....

В удовлетворении указанной просьбы истцу Департаментом отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый им земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений, в которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, а также нормативно-правовыми актами, действующими в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, запрещается осуществление жилой застройки.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, основываясь на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорный земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений, в связи с чем его предоставление в целях осуществления индивидуального жилищного строительства невозможно.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Согласно Правилам землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. (в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1- Жилая зона (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры). При этом в соответствии с названными Правилами данный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений.

По правилам ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила (пункт 2).

В силу ч.3 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

В соответствии с ч.3 ст. 34 ГрК границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым согласно ч.4 ст.1 ГрК относятся и санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Следовательно, несмотря на расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-1, его использование для индивидуального жилищного строительства возможно лишь при соблюдении требований санитарных норм и правил, в частности СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определены условия, при которых осуществляется эксплуатация объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с п.п. 2.1, 2.2, которых в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

В соответствии с п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Учитывая, что фактическая производительность биологических очистных сооружений составляет 98,4 тыс. кубических метров в сутки, нормативная СЗЗ в соответствии с п.7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливается равной 500 м, что соответствует размеру СЗЗ, устанавливаемому для промышленных объектов и производств второго класса опасности.

В соответствии с п.2.10, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений.

СМУП «Горводоканал» разработан проект обоснования расчетной СЗЗ для биологических очистных сооружений, согласно которому размер СЗЗ определен равным 500 м., что соответствует нормативной, но с сокращением с северной стороны до 360 м. - до линии железной дороги, а с западной - до границы размещения производственной площадки. Жилая застройка располагается с восточной стороны СЗЗ.

Заявление на установление окончательной СЗЗ СМУП «Горводоканал» не подавалось.

Из вышеизложенного следует вывод о том, что спорный земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, поскольку расположен менее чем в 500 метрах от очистных сооружений. При этом размер СЗЗ в установленном порядке не уменьшен.

Исходя из того, что спорный земельный участок расположен в пределах СЗЗ, определенной действующими санитарными номами и правилами, суд пришел к правильному выводу о том, что его предоставление истцу в целях индивидуального жилищного строительства недопустимо.

При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы истицы о том, что граница СЗЗ не установлена в установленном порядке, а потому возможно предоставление спорного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку режим СЗЗ очистных сооружений возникает в силу действующих санитарных норм и правил. При отсутствии утвержденных границ СЗЗ за основу берется санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы искового заявления, им дана судом надлежащая оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, оснований для её переоценки кассационная инстанция не усматривает.

Решение суда является правильным, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Смоленска от 29 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Балакирева В.Ю. по доверенности Лысенко Т.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи