об оспаривании решения и возложении обязанности по восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях



Судья Кудряшов А.В.                                                                              Дело № 33 - 2605

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 августа2011 года                                                                                              г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Пудова А.В.,

судей: Зубаровской С.В. и Ивашневой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Смоленска по доверенности Шерстневой Е.П. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 июня 2011 года,

заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., возражения истца Кузьмина А.В., полагавшего кассационную жалобу необоснованной,

установила:

Кузьмин А.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери – Кузьминой А.А., обратился в суд с иском к администрации г. Смоленска о признании незаконным решения администрации г. Смоленска об исключении из списка очереди военнослужащих запаса, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по восстановлению на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указал, что с 14.07.1993г. он, а в последующем как член его семьи и дочь Кузьмина А.А., состояли на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку очереди военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Постановлением администрации г. Смоленска от 16.03.2011г. № 458-адм они исключены из соответствующего списка по тем основаниям, что общая продолжительность военной службы Кузьмина А.В. на день постановки на очередь составляла менее 10 лет в календарном исчислении. Вместе с тем, при суммировании периода его военной службы и службы в органах внутренних дел, имеется необходимый стаж, который подлежит зачёту для постановки на учёт, поэтому данное обстоятельство исключает возможность снятия его с соответствующего учёта.

Представитель администрации г. Смоленска Шерстнева Е.П. заявленные требования не признала по тем основаниям, что принятое в отношении истцов решение не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку при определении права военнослужащего состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, не предусмотрена возможность суммирования периодов военной службы и службы в органах внутренних дел. Поскольку стаж Кузьмина А.В. по военной службе составил менее 10 лет, он правомерно исключён с соответствующего учёта. Кроме того, дочь истца, в жилое помещение, где он проживает – ..., - никогда не вселялась, и не проживала с ним. Исходя из общей площади названной комнаты, а также общей площади находящихся в собственности супруги истца – К.М.И.. – жилых помещений, в одном из которых и проживает дочь истца, последний является обеспеченным жилым помещением по установленным нормам.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 июня 2011 года исковые требования Кузьмина А.В. удовлетворены частично: действия администрации г. Смоленска по исключению Кузьмина А.В. из списка очереди военнослужащих запаса, нуждающихся в жилых помещениях, признаны незаконными; на администрацию г. Смоленска возложена обязанность по восстановлению Кузьмина А.В., как уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с 01 октября 2003 г.

В кассационной жалобе представитель администрации г. Смоленска Шерстнева Е.П. просит суд отменить решение и вынести новое – об отказе в иске в полном объёме, указывая, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика – администрации г. Смоленска, который, будучи надлежащим образом извещён о явке, в заседание судебной коллегии не явился.

Проверив материалы дела исходя из доводов кассационной жалобы и возражений Кузьмина А.В., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

На основании пп.1-2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Исходя из положений п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 в г.Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с п.2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно ст.2 Федерального закона от 08.12.2010г. №342-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п.2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Материалами дела установлено, что истец в период с 01.08.1985г. по 08.09.1992г. проходил службу в вооружённых силах, в период с 17.10.1996г. по 30.09.2003г. – в органах внутренних дел на должностях <данные изъяты>; с военной службы истец был уволен в 1992 году в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Постановлением первого заместителя мэра г.Смоленска от 14.07.1993г. №376 истец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку очереди военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Постановлением Главы города Смоленска от 25.10.2004г. №2307 истцу предоставлена комната бывшего переданного в 2003г. в муниципальную собственность общежития АО «Х» в доме ... жилой площадью 12,8 кв.м., в котором он с 29.11.2004г. зарегистрирован и проживает. Дочь истца – Кузьмина А.А., (дата) г.р., с 23.08.2007г. она также зарегистрирована в упомянутом выше жилом помещении по месту жительства истца, а постановлением Администрации г.Смоленска от 21.02.2008г. №153-адм - включена в состав семьи Кузьмина А.В., состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, как член его семьи.

Постановлением администрации г. Смоленска от 16.03.2011г. № 458-адм истец и его дочь исключены из списка очереди военнослужащих запаса, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду того, что общая продолжительность военной службы Кузьмина А.В. составляет менее 10 лет в календарном исчислении.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основе анализа норм ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», Закона РФ «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О милиции», Указа Президента РФ от 28.06.1999 г. № 825, Постановления Правительства РФ от 29.09.1999 г. № 1095, а также федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», в их правовой взаимосвязи с Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 522, а также Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, пришёл к правильному выводу, что действовавшее ранее законодательство (на момент принятия решения о постановке истца на очередь) не исключало возможности включения в общую продолжительность военной службы суммарной продолжительности военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел.

Поскольку общая продолжительность военной службы истца, рассчитанная путём суммирования периода его военной службы и службы в органах внутренних дел составляет более 10 лет, администрация г. Смоленска не имела права исключать истца из списка очереди военнослужащих запаса, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом суд правомерно изменил дату постановки истца на учёт, так как на момент принятия истца на соответствующий учёт общая продолжительность его военной службы не достигала установленной законом продолжительности, и его право по восстановлению на учёте возникло с даты, следующей за днём увольнения его из органов внутренних дел, т. е. с 01 октября 2003 года.

Также обоснованным является и вывод суда относительно невозможности восстановления дочери истца на соответствующем учёте в составе его семьи при одновременном учёте зарегистрированной дочери при исчислении площади нуждаемости истца в улучшении жилищных условий (ст. ст. 55, 56, 61, 63 и 65 СК РФ, ст. ст. 70 и 71 ЖК РФ). Кузьмина А.А. в жилое помещение, где проживает истец, никогда не вселялась, с момента рождения проживала вместе с матерью в другом жилом помещении, следовательно, она не является членом семьи Кузьмина А.В. Однако, как несовершеннолетний ребёнок она не может самостоятельно реализовать своё право пользования жильём, приобретает право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей, при этом была зарегистрирована в упомянутом жилом помещении с согласия как отца, так и матери.

Доводы жалобы в отношении незаконности постановке не учёт истца в г. Смоленске на 1993 год, поскольку он проживал в г. Канске, в части необходимости расчёта общей площади с учётом общей площади блока, где проживает истец, не могут быть принят во внимание, поскольку не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, что следует из протокола судебного заседания от 28.06.2011г.

Остальные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, они опровергаются вышеприведёнными обстоятельствами, по сути воспроизводят правовую позицию ответчика в суде первой инстанции, которой в решении дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований для её переоценки не имеется.

С учётом изложенного, решение суда по доводам жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 июня 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации г. Смоленска по доверенности Шерстневой Е.П. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи