Судья Космачева О.В. Дело № 33 – 2831 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 30 августа 2011 года г. Смоленск Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе: председательствующего Шитиковой Т.М., судей: Бобриковой Л.В., Гузенковой Н.В., при секретаре Горчаковой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации Дроздова А.Н. на решение Ленинского районного суда города Смоленска от 16 июня 2011 года. Заслушав доклад судьи Гузенковой Н.В., возражения Кондратенкова П.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда установила: Кондратенков П.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Министра обороны РФ в присвоении ему воинского звания «...», указав, что решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 11.02.2010г. на Главное управление кадров Министерства обороны РФ возложена обязанность подготовить и представить на подпись Министру обороны РФ проект приказа о присвоении ему в аттестационном порядке указанного воинского звания. Последовавший 09.07.2010г. отказ Министра обороны РФ в присвоении ему воинского звания «...» заявитель считает незаконным, ссылаясь на успешно пройденную им процедуру аттестации, наличие высшего юридического образования, специального звания «...», присвоенного ему приказом начальника УВД ... от 30.08.1999г. в период службы в ОВД в должности ..., прохождение военно-врачебной комиссии в порядке, установленной для офицеров запаса. Также указывает, что действовавшими в период прохождения им аттестации нормативными актами - ч.2 ст.57 ФЗ от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ч.3 ст.24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237, было установлено, что лицам, уволенным из органов внутренних дел, воинские звания присваиваются Министром обороны РФ в аттестационном порядке. Ввиду изложенного указанное должностное лицо несет соответствующую обязанность по присвоению воинского звания. Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 24.01.2011 г. заявление Кондратенкова П.В. удовлетворено: на Министра обороны РФ возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу названного судебного постановления присвоить заявителю воинское звание «...». Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 17 мая 2011 года вышеуказанное решение суда от 24.01.2011 г. отменено ввиду рассмотрения дела судом в отсутствие заинтересованного лица и не извещении последнего о времени и месте судебного заседания, дело направлено на новое рассмотрение (п.2 ч.2 ст.364 ГПК РФ). При новом рассмотрении дела судом первой инстанции Кондратенков П.В. требования поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. Суд, посчитав извещение о времени и месте судебного заседания надлежащим, рассмотрел дело в отсутствие представителя Министра обороны РФ. Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 16 июня 2011 года требования Кондратенкова П.В. удовлетворены. В кассационной жалобе представитель Министра обороны РФ – Дроздов А.Н., действующий по доверенности от 01.02.2011г., просит указанное решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Кондратенкова П.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, представления и поступивших возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего. В соответствии с ч.2 ст.57 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О воинской обязанности и военной службе» гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке. Частью 3 указанной правовой нормы предусмотрено, что для граждан, пребывающих в запасе, сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Кондратенкову П.В., являющемуся выпускником ..., приказом начальника указанного юридического института от 25.06.1999 года ... присвоено специальное звание «...». В период прохождения службы в органах внутренних дел в должности ... заявителю приказом начальника УВД ... от 30.08.1999 г. присвоено специальное звание «...». При увольнении из органов внутренних дел Кондратенков П.В. в предусмотренном законодательством порядке был снят со специального учета МВД России и поставлен на воинский учет в военном комиссариате по месту жительства с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ. 02.12.2008г., будучи по результатам медицинского освидетельствования признанным годным к военной службе, заявитель обратился к Военному комиссару ... с просьбой аттестовать его на воинское звание «...». 18.12.2008г. Военным комиссаром ... составлен аттестационный лист в отношении Кондратенкова П.В. с указанием о том, что последний достоин присвоения воинского звания «...», в военное время может быть предназначен в команду ... на должность .... Вышеуказанный аттестационный лист направлен начальнику Управления кадров Московского военного округа для принятия соответствующего решения. 19.05.2009г. аттестационный материал в отношении Кондратенкова П.В. был возвращен начальником Управления кадров Московского военного округа без реализации со ссылкой на нецелесообразность аттестации в связи с принятием решения об укомплектовании должностей ... гражданским персоналом. Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 12.08.2009г. были удовлетворены требования Кондратенкова П.В. об оспаривании действий должностного лица: на начальника Управления кадров Московского военного округа возложена обязанность направить в соответствующее кадровое подразделение Министерства обороны РФ аттестационный материал для присвоения Кондратенкову П.В. в аттестационном порядке воинского звания «...». Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 11.02.2010 г. на Главное управление кадров Министерства обороны РФ возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и представить на подпись Министру обороны РФ проект приказа о присвоении Кондратенкову П.В. в аттестационном порядке вышеуказанного воинского звания. 09 июля 2010г. Министром обороны РФ на подготовленную статс-секретарем докладную записку с проектом приказа о присвоении заявителю воинского звания «...» была учинена резолюция «отказать». Признавая отказ Министра обороны РФ в присвоении Кондратенкову П.В. специального воинского звания «...» незаконным и возлагая соответствующую обязанность на указанное должностное лицо, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств пришел к выводу о том, что норма ч.3 ст.24 «Положения о порядке прохождения военной службы" носит императивный характер, не связывает исполнение данной обязанности с усмотрением должностного лица, и следовательно исключает её произвольное толкование. С указанным выводом суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия, поскольку он основан на неправильном применении и толковании норм материального права. Так, на момент обращения Кондратенкова П.В. по вопросам аттестации, действовал порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе, установленный ст.24 «Положения о порядке прохождения военной службы» в редакции Указа Президента РФ от 21.10.2008г., которым было предусмотрено, что лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, пребывающим в запасе Вооруженных Сил, воинские звания присваиваются Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий. Указанная редакция действовала до 10.01.2009г. и была изменена Указом Президента РФ от 10.01.2009г. №30, устанавливающим, что гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке: -имеющему высшее профессиональное образование – лейтенанта (п.5 ст.24 «Положения…»). Таким образом, на момент рассмотрения Министром обороны РФ аттестационного материала в отношении заявителя изменились условия и основания присвоения специального воинского звания гражданину, пребывающему в запасе ВС РФ. Поскольку соответствующее решение Министром обороны РФ принималось 09.07.2010г., суду надлежало руководствоваться вышеназванной редакций нормативного акта. Судом не учтено, что в соответствии с письмом начальника 2 управления Главного управления кадров МО РФ, направленным в адрес заявителя 28.12.2010г., по информации военного комиссариата ... на воинском учете в военном комиссариате состоит 33 офицера запаса юридического профиля, в то время потребность в приписке на военное время офицеров запаса юридического профиля – 1 человек. Необходимости в накоплении офицеров запаса юридического профиля для военного комиссариата не имеется (л.д.18). Также, по мнению судебной коллегии, является необоснованным вывод суда относительно императивной обязанности Министра обороны РФ по присвоению специального воинского звания. Так, Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 10.08.2011) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" определено, что Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации к ведению Правительства Российской Федерации, - и Председателю Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия (п.9). Пунктом 10 вышеуказанного нормативного акта предусмотрен перечень полномочий Министра обороны РФ, в том числе: осуществление управления Вооруженными Силами через Минобороны России; утверждение организационной структуры, состава и штатной численности видов и родов войск Вооруженных Сил, войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил; решение вопросов прохождения военной службы военнослужащими Вооруженных Сил и присвоение им воинских званий до полковника (капитана 1 ранга) включительно. Таким образом, принятие решений по перечисленным вопросам, в том числе – о присвоении воинских званий относится исключительно к компетенции Министра обороны РФ, который осуществляет свою деятельность на основе единоначалия, и не относится к компетенции суда. В связи с изложенным суд вправе лишь проверить соблюдение процедуры принятия соответствующего решения, но не вправе определить его содержание. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, судебная коллегия в соответствии со ст. 361 ГПК РФ полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Кондратенковым П.В. требований. Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 16 июня 2011 года отменить. Принять по делу новое решение, которым отказать Кондратенкову П.В. в удовлетворении заявления о понуждении Министра обороны Российской Федерации в присвоении Кондратенкову П.В. воинского звания «...». Председательствующий: Судьи: